Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Автономной некоммерческой организации "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" на постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 14.09.2021, которым АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
29.03.2021 сотрудником Комитета государственной охраны объектов культурного наследия адрес в отношении АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд адрес.
Постановлением судьи Хамовнического районного суда адрес от 14.09.2021 АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" фио ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на его незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обеспечил явку защитника Музалевой М.С, которая доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснение защитника Музалевой М.С, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране.
Согласно абзаца 1 пункта 11 статьи 47.6 вышеуказанного Закона охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора
Подпункт 1 пункта 1 статьи 47.3 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ предписывает, что при содержании и использовании объекта культурного наследия лица, которым памятник истории принадлежит на праве собственности, находится во владении или в пользовании, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
В силу ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением (ч. 5 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, на основании постановления Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 года N62/706 "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры адрес" объект культурного наследия регионального значения "Комплекс застройки города гидростроителей", расположенный по адресу: адрес, 1-ая очередь города, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 341420132160005, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 27.11.2015 N 22015-р), в состав которого входит здание, расположенное по адресу: адрес, пр-кт им. фио, 1. По заявлению ООО "Высотафасадремонт" от 29.04.2019 N 87 комитетом государственной охраны объектов культурного наследия адрес выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта от 07.06.2019 N 53-09-07/287.
Авторский надзор и научное руководство проведения работ по сохранению объекта культурного наследия согласно названному выше разрешению и договору на оказание услуг по осуществлению научного руководства, авторского надзора при проведении работ по сохранению культурного наследия осуществляется АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей", которое обязано было отчетную документацию предоставить до 16.10.2020.
Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта в комитет АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" не была представлена, что является нарушением установленных сроков для сдачи документации.
Данные действия АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Однако с такими выводами судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в соответствии с принципом презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), при распределении бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения и лицом, привлекаемым к административной ответственности, следует учитывать, что данное лицо не обязано доказывать свою невиновность.
Такое распределение бремени доказывания возлагает на уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения обязанность по соблюдению требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 07 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О, от 21 июня 2011 года N 774-О-О, от 25 января 2012 года N 177-О-О).
Вместе с тем наличие события правонарушения судьей районного суда надлежащим образом проверено не было.
Оспаривая вину АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ защита последовательно утверждала о том, что на момент составления в отношении администрации протокола об административном правонарушении работы по сохранению объекта культурного наследия подрядчиком не были завершены, и поэтому организация не имела возможности предоставить отчетную документацию о выполнении этих работ в Комитет государственной охраны объектов культурного наследия адрес.
Аналогичные доводы содержаться и в жалобе, поданной защитником Музалевой М.С. в Московский городской суд.
Данное обстоятельство подтверждается актом от 21.04.2021 с приложенным фотоматериалом, составленным кадастровым инженером фио, согласно которому работы на объекте не завершены, копией журнала научного руководства и авторского надзора АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей", согласно записям в котором на 15.06.2020 срок разрешения на производство работ истек, работы не завершены.
Надлежащей оценки указанные доказательства при вынесении судебного постановления не получили, хотя их содержание свидетельствует о наличии сомнений в доказанности вины АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Выводы, изложенные в постановлении судьи районного суда о наличии вины организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, т.к. АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей", установив невозможность завершить ремонтные работы в срок, определенный выданным 07.06.2019 разрешением N 59-09-07/287, а именно до 10.06.2020, решение об их приостановлении до указанной даты не принимало; орган охраны объектов культурного наследия о невозможности в указанный в разрешении срок выполнить ремонтные работы заказчика работ не извещало; мер к согласованию новых сроков выполнения работ путем обращения в орган охраны объектов культурного наследия с заявлением о получении нового разрешения либо с заявлением о приостановлении сроков действия разрешения N 53-09-07/296 не приняло, нельзя признать убедительными.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 29.03.2021 усматривается, что выше указанные действия должностным лицом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия адрес не вменялись в вину организации.
Как следует из имеющихся в деле документов, названное выше разрешение выдавалось ООО "Высотафасадремонт", при этом отношения в области осуществления научного руководства, авторского надзора при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия между собственником здания фио и АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" возникли на основании договора от 08.02.2019 сроком действия до полного исполнения обязательств по договору.
Таким образом АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" в соответствии с указанным договором обязано было осуществлять научное руководство, авторский надзор при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, проводимым ООО "Высотафасадремонт".
Поскольку ООО "Высотафасадремонт" в установленный разрешением срок не выполнило работы (данные работы не были закончены и на период 20.04.2021), у АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" объективно отсутствовала возможность представить отчетную документацию в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ в срок до 16.10.2020.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 14.09.2021, вынесенное в отношении АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, подлежит отмене, производство по данному делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено судебное постановление.
Данное решение согласуется с правой позицией Второго кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в постановлениях N16-1118/2022 и др.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 14.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении АНО "Центр экспертизы и контроля объектов культурного наследия и культурных ценностей" отменить, производство по делу прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.