Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО "Апшерон" на постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 29.11.2021, которым ООО "Апшерон" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
30.04.2021 главным инспектором Мосгорнаследия в отношении ООО "Апшерон" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд адрес.
Постановлением судьи Хамовнического районного суда адрес от 29.11.2021 ООО "Апшерон" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В жалобах, поданных в Московский городской суд, генеральный директор ООО "Апшерон" фиоо. и защитник Медведева К.А. ставят вопрос об отмене состоявшегося постановления, прекращении производства по делу. В обоснование жалоб указывают на его незаконность, необоснованность, выражают несогласие с выводами суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "Апшерон" фиоо. в судебное заседание явился, доводы жалоб поддержал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалоб, выслушав объяснение фиоо, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления.
Административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, ООО "Апшерон" является собственником объекта культурного наследия регионального значения "Дом архитектора фио, в котором он жил и работал в 1910-1935 года, 1910 год, арх. фио", по адресу: адрес.
ООО "Апшерон" оформлен акт технического состояния (далее АТС), от 02.12.2019 N ДКН-16-44-3093/9, с перечнем и сроками проведения работ по сохранению объекта, согласно которым Общество обязано: 1. провести противоаварийные работы по объекту по разрешению Мосгорнаследия (срок - до 15 декабря 2019 года); 2. представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ (срок - 6 месяцев после выполнения пункта 1); 3. осуществить установку информационной надписи и обозначения на объекте (срок - до 1 сентября 2020 года); 4. разработать на основании задания, выданного Мосгорнаследием, проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта, включая приспособление для современного использования и согласовать с Мосгорнаследием в установленном порядке (срок - до 20.12.2020); 5. провести работы по сохранению объекта, включая работы по приспособлению для современного использования и демонтажу несогласованного навесного оборудования, по разрешению Мосгорнаследия (срок - 1 год после выполнения пункта 4); 6. представить на утверждение отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ (срок - 6 месяцев после выполнения пункта 5).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17.05.2016 N 230-ПП "Об утверждении Административного регламента исполнения Департаментом культурного наследия адрес государственной функции по подготовке и утверждению охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", акт технического состояния направляется с уведомлением о вручении собственнику и (или) иному законному владельцу объекта культурного наследия одновременно с предписанием. ООО "Апшерон" выдано предписание о проведении работ по сохранению объекта от 27.01.2020 N ПР-АТС-35-1/2020.
В декабре 2020 года и в январе 2021 года в отношении ООО "Апшерон" проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которых установлено: требования пункта 1 ATC не исполнено, противоаварийные работы по объекту по разрешению Мосгорнаследия не проведены; требования пункта 4 ATC не исполнено, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, включая приспособление для современного использования в установленном порядке не разработана и не представлена.
По результатам контрольно-надзорных мероприятий Мосгорнаследием выданы предписания: от 21.12.2020 N ПР-АТС-1013/2020и с требованием разработать на основании задания, выданного Мосгорнаследием, проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта, включая приспособление для современного использования, и согласовать в Мосгорнаследии в установленном порядке в срок до 20.05.2021; от 28.01.2021 N ПР-АТС-902/2020и с требованием по проведении противоаварийных работ по объекту в срок до 20.05.2021.
03.09.2021 Мосгорнаследием проведено мероприятие по наблюдению за соблюдением обязательных требований ООО "Апшерон" за исполнением п. 1, 4 ATC по результатам которого на основании представления начальника Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия от 05.09.2021 в соответствии с распоряжением Мосгорнаследия от 15.09.2021 N 740 в период с 28.09 по 07.10.2021 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлены факты невыполнения ООО "АПШЕРОН" п.п. 1, 4 ATC.
Требование о разработке на основании задания, выданного Мосгорнаследием, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, включая приспособление для современного использования, и согласовании ее в Мосгорнаследии, а также о проведении противоаварийных работ по объекту в срок до настоящего времени не исполнены.
Таким образом, выявлены факты невыполнения стороны ООО "АПШЕРОН" п. 1, 4 ATC.
Данные действия ООО "Апшерон" квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы факт совершения административного правонарушения и вина ООО "Апшерон" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом проверки N В166/2021-740/21А от 07.10.2021; предписанием N В166/2021-740/21П от 07.10.2021; предписанием N ПР-АТС-902/2020и от 28.01.2021; предписание N ПР-АТС-1013/2020и от 21.12.2020; предписанием N ПР-АТС-35-1/2020 от 27.01.2020; актом экспертизы; выпиской из ЕГРН, иными материалами.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судом установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "Апшерон" правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, т.к. данное юридическое лицо нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО "Апшерон" состава вмененного правонарушения, поскольку Общество неоднократно обращалось в Департамент культурного наследия с заявлениями о получении разрешения на проведение противоаварийных работ по сохранению объекта, однако Департаментом было отказано в получении разрешения на проведение противоаварийных работ по сохранению объекта в связи со наличием замечаний по проектной документации, являлись предметом проверки суда первой инстанции, при этом суд обоснованно отверг их как несостоятельные. Оснований не согласиться с выводом судьи районного суда не имеется.
Как следует из объяснений генерального директора ООО "Апшерон", Обществом указанные решения Департамента культурного наследия адрес об отказе в получении разрешения на проведение противоаварийных работ по сохранению объекта в связи со наличием замечаний по проектной документации, обжалованы не были, общество согласилось с ними, принимало меры к их исправлению.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия, согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3, включает в себя, в том числе: -установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом; -установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; -согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; -выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; -установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений; -иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 под сохранением объекта культурного наследия понимается - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Таким образом Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 прямо определена обязанность владельца объекта культурного наследия по сохранению объекта культурного наследия, а также имеется прямой запрет на проведение каких-либо работ, направленных на сохранение объекта культурного наследия без получения задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение таких работ.
Следовательно, бездействие ООО "Апшерон", не исполнившего п. 1, 4 ATC о разработке на основании задания, выданного Мосгорнаследием, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта, включая приспособление для современного использования, и согласовании ее в Мосгорнаследии, а также о проведении противоаварийных работ по объекту образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО "Апшерон" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
Довод жалобы о том, что ООО "Апшерон" как субъекту малого предпринимательства необоснованно назначено наказание в виде штрафа, без учета того, что Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, не может быть принят во внимание.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что некоммерческим организациям, а также являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает три условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) совершение административного правонарушения впервые б) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенного нарушения последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере установленного законодательством Российской Федерации в области сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения.
В этой связи оснований для замены ООО "Апшерон" административного штрафа на предупреждение, не имеется.
Жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену обжалуемого постановления судьи.
Административное наказание назначено ООО "Апшерон" в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерно содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление судьи Хамовнического районного суда адрес от 29.11.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "Апшерон" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.