Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" ** И.П. на постановления заместителя начальника ОГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 12 октября 2021 г. N 18810377219140023913, N 18810977219140023921, решение судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении по чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ОГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 12 октября 2021 г. N 18810377219140023913 ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 12 октября 2021 г. N 18810977219140023921 ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Решением судьи Люблинского районного суда г. Москвы от 15 марта 2022 г. названные дела на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ объединены в одно производство. Вышеуказанные постановления должностных лиц МАДИ изменены: на основании ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОР" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб, в остальной части обжалуемые постановления оставлены без изменения.
Не согласившись с решением судьи, генеральный директор ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОР" ** И.П. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит обжалуемые постановления отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала на то, что в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, отсутствие в материалах дела доказательств вины общества в совершении вмененного административного правонарушения.
В судебное заседание генеральный директор ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОР" ** И.П. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляла, направила в суд защитника ** О.В, которая доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, выслушав защитника ** О.В, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьей 3, абз.9 статьи 5 которого определено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1, 2 ст. 20 того же Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом; обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте; организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Статьей 23 Федерального закона 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ предусмотрено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
Требование о прохождении обязательных медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами, осуществляющими перевозки.
Из Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств Приложения N2 к Методическим рекомендациям, изложенным в Письме Минздрава Российской Федерации от 21 августа 2003 г. N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств" следует, что предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения; предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию; предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в организациях всех форм собственности, имеющих автомобильный транспорт; предрейсовые медицинские осмотры проводятся медицинским работником как на базе организации, так и в условиях медицинского учреждения; целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.
Пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 предусмотрено, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 2, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя; осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Как следует из материалов дела и установлено судом 17 сентября 2021 г. в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. **, ООО " ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ " в нарушение вышеуказанных требований о прохождении обязательного предрейсового медицинского осмотра и о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, осуществляя деятельность по перевозке грузов автомобильным транспортом, допустило к управлению транспортным средством "**", государственный регистрационный знак **, водителя ** С.В, не прошедшего обязательный предрейсовый медицинский осмотр и который осуществлял перевозку груза с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
По факту допущенных нарушений в отношении ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" составлены два протокол об административном правонарушении по чч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и соответственно вынесено два постановления по дела об административных правонарушениях.
Проверяя в порядке гл. 30 КоАП РФ законность состоявшихся по делу постановлений, судья районного суда, исходя из требований ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, объединил дела об административных правонарушениях в одно производство, назначив ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" одно административное наказание в виде административного штрафа в 30000 руб. в размере, предусмотренном санкциями чч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
При этом судья районного суда правильно учел разъяснения п. 24 П остановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" из которых следует, что в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" в совершении вменных административных правонарушений подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколами об административных правонарушениях ; определениями о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; постановлением по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении водителя ** С.В.; письменными объяснениями водителя ** С.В, выпиской из ЕГРЮЛ, а также иными материалами дела.
При рассмотрении данного дел должностным лицом и судьей районного суда приняты во внимание все доказательства, имеющиеся в материалах дела, правильно определены фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, на основании которых сделан обоснованный вывод о виновности ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" в совершении вменных административных правонарушений.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судьи о виновности ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" в совершении вмененного правонарушения, в поданных им жалобах не приведено, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу постановлений.
Вопреки доводам жалобы, п ротоколы об административном правонарушении в отношении ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" составлены в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержат все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в них полно описаны события вмененных административных правонарушений, в связи с чем протоколы отвечают требованиям о допустимости доказательств по делу.
Довод жалобы о недоказанности вины ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" опровергаются собранными по делу относимыми и допустимыми доказательствами, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод о том, что на момент выявления правонарушения транспортное средство выбыло из владения ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" по договору аренды судом проверялся и был обоснованно отклонен.
Так из первоначальных объяснений ** С.В. следует, что он является водителем ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ". Представленный кассовый чек об оплате якобы аренды автомобиля датирован 23.09.2021г, тог есть уже после выявления правонарушения.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм. В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства принятия ООО " ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ " всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанный требований п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, ссылок на такие доказательства жалоба также не содержат.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО " ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ " по чч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Судьей правильно определены юридически значимые обстоятельства, исследованы доказательства, которым дана оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (пункт 3 Закона N 70-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
ООО " ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ " включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016г, является микропредприятием, на момент совершения правонарушения находилось в указанном реестре, следовательно, на организацию распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Размер штрафа, предусмотренного санкциями чч.2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ составляет 30 000 руб, следовательно, принимая во внимание, что на сегодняшний день оспариваемое постановление не исполнено, суд считает возможным назначить штраф в размере половины размера штрафа, предусмотренного санкцией чч.2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ - 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30. 8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника ОГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 12 октября 2021 г. N 18810377219140023913, постановление заместителя начальника ОГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по г. Москве от 12 октября 2021 г. N 18810977219140023921, решения судьи Люблинского районного суда города Москвы 15 марта 2022 года, вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ", изменить: назначить ООО "ВСЕ МАНИПУЛЯТОРЫ" по делу об административном правонарушении, предусмотренного частями 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.