Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 ноября 2008 г. N Ф03-4569/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Муниципального предприятия "Автоколонна 1275" - представитель Мироненко Н.А. по доверенности от 14.04.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы МП "Автоколонна 1275", Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Министерства финансов Амурской области на решение от 07.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу N А04-546/08-11/51 Арбитражного суда Амурской области, по иску МП "Автоколонна 1275" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Управление социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска, Администрация г. Благовещенска, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, о взыскании 48108732,33 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2008 года.
Муниципальное предприятие г. Благовещенска "Автоколонна 1275" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области о взыскании 30754120,30 руб. и 17426610,03 руб. убытков, возникших в связи с перевозкой в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 по единым социальным проездным билетам граждан, включенных в федеральный и областной регистры соответственно.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер иска к Российской Федерации до 52270286,95 руб., к Амурской области - до 50277134,63 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Амурской области, Управление социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска, Администрация г. Благовещенска и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области.
Решением от 07.06.2008 исковое требование МП "Автоколонна 1275" к Российской Федерации удовлетворено за счет казны Российской Федерации в сумме 7474010,85 руб.; иск к Амурской области удовлетворен за счет средств казны Амурской области в размере 2397513,83 руб., в остальной части в иске отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 решение от 07.06.2008 изменено, сумма взыскания с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации составила 28439245,85 руб., за счет средств казны Амурской области - 22412270 руб., в остальной части в иске отказано.
В Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами на принятые по делу судебные акты обратились Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, Министерство финансов Амурской области и МП "Автоколонна 1275".
Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области в своей кассационной жалобе просит отменить решение от 07.06.2008 и постановление апелляционного суда от 20.08.2008 и отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о неправильном применении судом апелляционной инстанции Порядка возмещения пассажирским автотранспортным предприятиям расходов, превышающих стоимость единого социального проездного билета, за проезд граждан отдельных категорий, включенных в областной регистр, на пассажирском транспорте общего пользования, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702 с изменениями от 27.12.2006.
Считает, что оказание мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда в муниципальном транспорте общего пользования относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта.
Указывает на то, что сумма компенсации должна рассчитываться исходя из фактически понесенных затрат по перевозке граждан льготной категории.
Министерство финансов Амурской области в своей кассационной жалобе просит отменить постановление апелляционного суда от 20.08.2008 и оставить в силе решение Арбитражного суда Амурской области от 07.06.2008.
Не согласен с определением судом убытков, согласно которому принято к расчету 50 поездок на одного льготника на каждом виде транспорта, соответственно - 100 поездок на двух видах транспорта. Считает, что данный вывод противоречит методике, утвержденной постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702.
Кассационная жалоба МП "Автоколонна 1275" содержит доводы о том, что апелляционный суд неправильно применил установленную постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702 формулу расчета суммы компенсации за выданные ЕСПБ, подлежащих взысканию с Амурской области.
В связи с этим просит постановление апелляционного суда изменить в части взыскания денежных средств с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, взыскать за счет средств казны Амурской области 24805593,83 руб.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель МП "Автоколонна 1275" поддержала доводы своей кассационной жалобы в полном объеме.
Другие участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте слушания жалобы, своих представителей в суд не направили.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 11.11.2008 до 11 час. 00 мин.
Рассмотрев материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого по делу постановления апелляционного суда от 20.08.2008.
Как следует из материалов дела, МП "Автоколонна 1275" в 2007 году на основании заключенных с Управлением социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска договоров от 12.01.2007 осуществляло перевозку автобусными маршрутами граждан, включенных соответственно в федеральный и областной регистры в качестве получателей социальных услуг.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в заявленной им сумме послужило основанием для обращения МП "Автоколонна 1275" в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора суды исследовали все имеющие значение для дела обстоятельства, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 25.11.2006) оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
С 01.01.2005 года вступили в действие новые редакции статей 84, 85 БК РФ, статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Как установлено судами первой и второй инстанций, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", постановлением Губернатора Амурской области от 18.07.2007 N 425 "О едином социальном проездном билете" одной из мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, включенных в федеральный и областной регистры лиц, является ЕСПБ стоимостью 130 руб. на право проезда на пассажирском транспорте общего пользования по регулярным муниципальным и пригородным автобусным маршрутам общего пользования, а также по регулярным троллейбусным маршрутам.
Вопросы, связанные с возмещением пассажирским автотранспортным предприятиям расходов, превышающих стоимость ЕСПБ, регулируются и постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702. Согласно указанному постановлению объем средств для перечисления пассажирским автотранспортным предприятиям рассчитывается в зависимости от вида муниципального маршрута в муниципальном образовании.
Поскольку, как следует из представленных в материалах дела документов, денежные средства на реализацию льгот по перевозке пассажиров, включенных в областной и федеральный регистры в 2007 году из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Амурскую область в достаточном объеме не направлялись и не финансировались из бюджета Амурской области, поэтому судами, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации о разграничении предметов ведения (ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"), статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005), Закона Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в рассматриваемой сфере, сделан правомерный вывод о взыскании предъявленных истцом сумм (с учетом перерасчета, произведенного апелляционным судом) с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области.
Взыскание заявленных МП "Автоколонна 1275" расходов за счет казны Российской Федерации и казны Амурской области соответствует и разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
С учетом изложенного, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области и Министерства финансов Амурской области удовлетворению не подлежат.
Доводы МП "Автоколонна 1275" относительно принятого за основу расчета компенсации судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку стоимость единых социальных проездных билетов, оплаченных населением, не относится к расходным обязательствам ответчиков.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения кассационной жалобы МП "Автоколонна 1275" также не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу N А04-546/08-11/51 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 ноября 2008 г. N Ф03-4569/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании