Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 ноября 2008 г. N Ф03-4972/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 31.07.2008 по делу N А04-3415/08-8/111 Арбитражного суда Амурской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепло - Люкс сервис" к Отделу образования Администрации Благовещенского района, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовый отдел Администрации Благовещенского района, о взыскании 233994,26 руб.
Резолютивная часть постановления от 11 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Тепло - Люкс сервис" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу образования Администрации Благовещенского района о взыскании 224321,52 руб. убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в Благовещенском районе, за период с 01.04.2007 по 31.12.2007 в соответствии с договорами от 01.04.2007, а также 9672,74 руб. процентов, начисленных на основании статьи 395 ГК РФ.
В качестве правового основания иска истец сослался на статьи 309, 395 ГК РФ.
Определением от 16.06.2008 к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Амурской области, Финансовый отдел Администрации Благовещенского района.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов.
Решением суда от 31.07.2008 исковые требования ООО "Тепло - Люкс сервис" удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 224321,52 руб., в остальной части иска отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами для реализации льгот, предусмотренных Законом РФ "Об образовании".
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с неправильным применением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Тепло - Люкс сервис" в полном объеме.
Считает, что согласно Законам Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг", возмещение указанных в иске расходов должно осуществляться за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения от 31.07.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, 01.04.2007 между ООО "Тепло - Люкс сервис" (Предприятие) и Отделом образования Администрации Благовещенского района (Учреждение) заключены 7 договоров на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам муниципальной средней общеобразовательной школы с. Усть-Ивановка, муниципальной средней общеобразовательной школы с. Грибское, муниципальной средней общеобразовательной школы с. Гродеково, муниципальной средней общеобразовательной школы с. Волково, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад "Солнышко" с. Грибское, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад N 18 с. Усть-Ивановка, муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад с. Волково.
По условиям данных договоров истец принял на себя обязательства предоставлять социальную поддержку по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, а Отдел образования Администрации Благовещенского района - обеспечивать компенсацию расходов, связанных с предоставлением социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и производить финансирование по факту предъявления счетов-фактур путем перечисления денежных средств на расчетный счет Предприятия (пункты 3.1.1 и 3.1.2 договоров).
В связи с неполным возмещением расходов за период с 01.04.2007 по 31.12.2007 за предоставленные льготы ООО "Тепло - Люкс сервис" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Так в силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, содержащимся в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться федеральными законами для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право педагогических и руководящих работников (специалистов) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 224321,52 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.07.2008 по делу N А04-3415/08-8/111 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 ноября 2008 г. N Ф03-4972/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании