Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 ноября 2008 г. N Ф03-5020/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 18.08.2008 по делу N А04-3274/08-10/280 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика - Бурея" к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, муниципальному общеобразовательному учреждению "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 2", 3-и лица: муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Бурейского района", муниципальное учреждение "Финансовый отдел администрации Бурейского района, о взыскании 427987 руб. 11 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика - Бурея" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов Российской Федерации, муниципальному общеобразовательному учреждению "Бурейская средняя общеобразовательная школа N 2" (далее - МУП "СОШ N 2") о взыскании расходов в размере 427987 руб. 11 коп., образовавшихся в результате предоставления гражданам - педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг в 2007 году в соответствии с ФЗ "Об образовании".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение "Отдел образования администрации Бурейского района", муниципальное учреждение "Финансовый отдел администрации Бурейского района.
Решением от 18.08.2008 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании того, что расходные полномочия Российской Федерацией не исполнены, так как в федеральном бюджете субвенции в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по Закону РФ "Об образовании" не предусмотрены. В связи с чем, Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области освобождена от ответственности по иску.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит его отменить, в иске к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 01.01.2007 между МУП "Служба заказчика - Бурея" и МОУ "Бурейская СОШ N 2" заключен договор на возмещение затрат по льготам, установленным действующим законодательством.
Во исполнение условий указанного договора в 2007 году МУП "Служба заказчика - Бурея" предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам МОУ "Бурейская СОШ N 2".
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению льгот в сумме 427987 руб. 11 коп. заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорный период, списками граждан, которым предоставлялись льготы, актами сверки взаимных расчетов.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предметам совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения для чего в областном бюджете Законом о бюджете Амурской области на соответствующий год утверждены целевые средства, из которых на социальную поддержку отдельных категорий граждан Бурейскому району выделена субвенция в размере 22636,0 тыс. руб., и которая не обеспечила потребность в них района, в связи с чем кредиторская задолженность на 01.01.2008 по педагогическим работникам составила 5585,3 тыс. руб.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Бурейского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 427987 руб. 11 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Поскольку судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 18.08.2008 по делу N А04-3274/2008-10/280 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 ноября 2008 г. N Ф03-5020/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании