Центральный окружной военный суд в составе: председательствующего Иванчикова Д.А., судей Баландина А.Г. и Макарова С.С. при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-29/2022 по апелляционной жалобе административного истца Кривоносова В.В. на решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2022 г., которым отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Кривоносова Валерия Викторовича об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации и филиала "Центральный" названного учреждения, выразившегося в необеспечении субсидией для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Баландина А.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
Решением начальника отделения (территориальное, г. Ульяновск) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") от ДД.ММ.ГГГГг. N Кривоносов, проходящий военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГг. и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, составом семьи 2 человека вместе со своей супругой К. по избранному постоянному месту жительства в "адрес". В последующем на основании заявления Кривоносова форма его обеспечения жильем была изменена на предоставление жилищной субсидии, которая им не была получена до настоящего момента.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N региональные управления жилищного обеспечения в том числе ФГКУ "Центррегионжилье" с ДД.ММ.ГГГГ были присоединены к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ "Росжилкомплекс") с сохранением за последним основных целей деятельности присоединенных к нему управлений.
Полагая свои права нарушенными, Кривоносов обратился в Ульяновский гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, ФГАУ "Росжилкомплекс" и филиала "Центральный" данного управления, связанное с невыплатой ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и обязать административных ответчиков произвести ему данную выплату.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Ульяновский гарнизонный военный суд решением от 4 апреля 2022 г. отказал в его удовлетворении.
Не соглашаясь решением суда, Кривоносов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы Кривоносов, приводя собственный анализ обстоятельств административного дела и норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, указывает на то, что постановка должностными лицами учреждений, осуществляющих выплату жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, разрешения вопроса об обеспечении его жильем в зависимость от наличия бюджетных денежных средств на данные цели и от наличия иных лиц, ранее признанных нуждающимися, нарушает его конституционное право на жилищное обеспечение.
Рассмотрев административное дело, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судебное разбирательство по данному делу проведено полно, всесторонне и объективно, с выяснением всех имеющих значение для дела обстоятельств, установленных на основании исследованных в судебном заседании доказательств, которым в решении дана надлежащая правовая оценка.
Выводы суда в решении, в том числе о об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска мотивированы и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
По делу достоверно установлено, что старший сержант Кривоносов, проходящий военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ и имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, относится к указанной категории военнослужащих.
Решением начальника отделения (территориальное "адрес") ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ N Кривоносов с ДД.ММ.ГГГГг. принят на учет военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, составом семьи 2 человека, в том числе с супругой, по избранному постоянному месту жительства в "адрес". В мае 2018 г. на основании его заявления форма жилищного обеспечения заменена на жилищную субсидию.
Согласно выписок из реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, от ДД.ММ.ГГГГ N и N Кривоносов в списке очередников из числа военнослужащих, избравших форму обеспечения жильем в виде предоставления им жилищной субсидии, состоит по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. за номером N, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - за номером N.
При этом реализация жилищных прав военнослужащих, состоящих в реестре нуждающихся в жилых помещениях путем предоставления им жилищной субсидии, осуществляется в порядке очередности в пределах бюджетных средств, выделенных на эти цели.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами ЖК РФ, принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержден приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно п. 5 названного Порядка жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
С учетом изложенного гарнизонный военный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно исходил из того, что приведенные выше правовые нормы прямо устанавливают, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке очередности.
При этом каких-либо данных о том, что Кривоносов подлежит обеспечению жильем во внеочередном или первоочередном порядке и имеет какие-либо льготы и преимущества по отношению к другим военнослужащим, находящимся перед ним в списке на обеспечение жильем в виде предоставления жилищной субсидии, административным истцом представлено не было и судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции и, вопреки доводам апелляционной жалобы, констатирует его законность и обоснованность.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Ульяновского гарнизонного военного суда от 4 апреля 2022 г. по административному делу по административному иску Кривоносова Валерия Викторовича об оспаривании бездействия Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации и филиала "Центральный" названного учреждения, выразившегося в необеспечении субсидией для приобретения или строительства жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационный военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) А.Г. Баландин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.