Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Серенкова Н.С., представитель по доверенности без номера от 21.05.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Источник 1", администрации Партизанского городского округа на решение от 06.08.2008 по делу N А51-3951/2008 1-145 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Источник 1" к администрации Партизанского городского округа, третье лицо: Департамент по тарифам Приморского края, об оспаривании нормативного правового акта.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2008. Полный текст постановления изготовлен 27.11.2008.
Общество с ограниченной ответственностью "Источник 1" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующим постановления главы Партизанского городского округа от 02.02.2008 N 232 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы Партизанского городского округа от 21 сентября 2007 г. N 1232 "О передаче функций водоснабжения и водоотведения".
Заявление обосновано тем, что оспариваемый акт противоречит ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", нарушает права и законные интересы исполнителей услуг по водоснабжению и водоотведению на территории Партизанского городского округа, поскольку устанавливает экономически необоснованные тарифы на эти услуги. Поэтому данный правовой акт должен быть признан недействующим на основании статьи 192 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент по тарифам Приморского края (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 06.08.2008 постановление от 22.02.2008 признано несоответствующим закону в части указания в пунктах 2 и 3 на перерасчет оплаты потребителям услуг водоснабжения и водоотведения с 01.10.2007 и на признание утратившим силу с 01.01.2008 постановления главы Партизанского городского округа от 30.11.2007 N 1592 "О тарифе на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые ООО "Источник 1", ООО "Источник 2", ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания". Постановление в этой части признано недействующим: пункт 2 - в период с 01.10.2007 по 27.02.2007, пункт 3 - в период с 01.01.2008 по 27.02.2008. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что пункты 2 и 3 постановления N 232 придают обратную силу данному правовому акту, что противоречит статье 14 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и статье 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поэтому в этой части постановление подлежит признанию недействующим. В остальном оспариваемый правовой акт издан главой Партизанского городского округа в пределах полномочий и соответствует закону.
На решение ООО "Источник 1" и администрация Партизанского городского округа (далее - администрация) подали кассационные жалобы.
Администрация в кассационной жалобе просит решение отменить. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что у суда отсутствовали основания для признания постановления от 22.02.2008 незаконным в части распространения его действия на ранее возникшие отношения, поскольку это не противоречит статьям 192, 195 АПК РФ и обеспечивает восстановление прав потребителей коммунальных услуг, нарушенных изданием данного акта.
ООО "Источник 1" в кассационной жалобе просит отменить решение в части отказа в удовлетворении требований заявителя и принять новый судебный акт об их удовлетворении. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что суд неправильно применил статьи 2, 3, 9 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" при оценке постановления N 232 и не учел факт нарушения этим актом, установившим экономически необоснованные тарифы, прав заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу заявителя Департамент выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает решение принятым с правильным применением норм права и предлагает оставить его без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель ООО "Источник 1" дал пояснения по поданной им жалобе и настаивал на ее удовлетворении.
Представители других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда не явились.
Проверив законность решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд принимает решение о признании данного акта недействующим полностью или в части на основании статьи 195 АПК РФ.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что постановлением главы Партизанского городского округа от 21.09.2007 N 1232 ООО "Источник 1", ООО "Источник 2", ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания" и ООО "Партизанское водоснабжение" переданы функции по водоснабжению и водоотведению с обязанием этих организаций предоставить в срок до 01.12.2007 экономически обоснованные затраты на такие услуги для последующего установления тарифов. Этим же постановлением утверждены к применению до момента установления экономически обоснованных тарифов тарифы для потребителей услуг водоснабжения - 42 руб. 42 коп. за 1 куб.м воды и водоотведения - 18 руб. 36 коп. за 1 куб.м стоков.
Данные тарифы ранее были установлены для водоснабжающих предприятий, в том числе для ООО "Источник 1", постановлением главы Партизанского городского округа от 29.11.2006 N 1686-а.
Постановлением этого же органа от 30.11.2007 N 1592 на период с 01.01.2008 по 31.12.2008 установлены тарифы: на услуги водоснабжения для ООО "Источник 1" и ООО "Ремонтно-эксплуатационная компания" - 47 руб. 93 коп. за 1 куб.м (без НДС), на услуги водоотведения для ООО "Источник 2" и ООО Ремонтно-эксплуатационная компания" - 20 руб. 75 коп. за 1 куб.м (без НДС).
Впоследствии Департамент признал введенные постановлением N 1232 тарифы установленными с превышением предельно допустимого индекса максимально возможного изменения тарифов на 2007 год. В связи с этим Департамент вынес предписание от 15.02.2008 N 5 о досрочном пересмотре тарифов на соответствующие услуги, в том числе оказываемые ООО "Источник 1", и приведении тарифов в соответствие с предельными индексами.
Кроме того, решением Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2008 по делу N А51-12274/3007 1-510 признано недействующим постановление главы Партизанского городского округа от 29.11.2006 N 1686-а в части установленных в приложениях к данному постановлению тарифов и размеров платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения.
На этом основании пунктом 1.1 постановления главы Партизанского городского округа от 22.02.2008 N 232 в пункт 2.2 постановления N 1232 внесены изменения: тариф на услуги водоснабжения на период с 01.10.2007 до 31.12.2007 установлен в размере 32 руб. 06 коп. за 1 куб.м воды и на услуги водоотведения - в размере 15 руб. 49 коп. за 1 куб.м стоков. Помимо этого постановление N 1232 дополнено пунктом 3, устанавливающим на период с 01.01.2008 по 31.12.2008 тариф для потребителей услуг водоснабжения в размере 36 руб. 23 коп. за 1 куб.м воды и услуг водоотведения в размере 17 руб. 50 коп. за 1 куб.м стоков. Пунктом 2 постановления N 232 предписано с 01.10.2007 произвести перерасчет платы вышеуказанных услуг в соответствии с вновь утвержденными тарифами, а пунктом 3 этого же постановления постановление N 1592 признано утратившим силу с 01.01.2008.
По смыслу пункта 20 статьи 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на услуги в сфере, подпадающей под регулирование данного Закона, могут быть изменены в пределах индексов максимально и минимально возможного изменения тарифов, устанавливаемых соответствующими органами на очередной финансовый год.
Предельные индексы изменения тарифов устанавливаются федеральным органом власти в области регулирования тарифов в среднем по субъектам РФ, и в соответствии с этими индексами орган исполнительной власти субъекта РФ устанавливает предельные индексы изменения тарифов по муниципальным образованиям (статья 4 названного Закона).
Согласно подпунктам 5, 6 пункта 1 статьи 14 этого же Закона установленные тарифы могут быть пересмотрены досрочно на основании предписания, вынесенного органом регулирования субъекта РФ в адрес органа регулирования муниципального образования, либо на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку постановление N 232 издано во исполнение предписания Департамента от 15.02.2008 N 5 и решения Арбитражного суда Приморского края от 27.02.2008 по делу N А51-12274/2007 1-510, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности досрочного пересмотра тарифов данным актом.
Арбитражный суд установил также, что введенные постановлением N 232 тарифы соответствуют предельным индексам изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, установленным постановлениями администрации Приморского края от 13.11.2006 N 244-па и от 19.09.2007 N 253-па.
Довод ООО "Источник 1", изложенный в жалобе, о том, что в нарушение статей 2, 3, 9 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы, установленные оспариваемым постановлением, являются экономически необоснованными, со ссылкой на имеющееся в деле экспертное заключение аудиторской фирмы "Эксперт", кассационной инстанцией отклоняется.
Как правильно указал суд первой инстанции, при пересмотре тарифов на услуги, регулирование которых ранее осуществлялось уполномоченными органами, должны учитываться предельные индексы их изменения, поскольку это предусмотрено статьями 2, 4 названного Закона. При этом установление тарифов с учетом данных требований законодательства предполагает соблюдение баланса интересов потребителей услуг и организаций, оказывающих эти услуги.
Согласно экспертному заключению, на которое сослалось ООО "Источник 1", размер экономически обоснованных тарифов составляет: 51,69 руб./куб.м на услуги водоснабжения и 27,14 руб./куб.м на услуги водоотведения, что превышает размер тарифов, установленных постановлением N 1232 и признанных Департаментом не соответствующими предельно допустимым индексам изменения тарифов. Следовательно, тарифы, указанные в экспертном заключении, не могли учитываться при издании постановления N 232.
В то же время суд первой инстанции установил, что пункт 2 постановления N 232 предусматривает перерасчет оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения с 01.10.2007, а пункт 3 - признает утратившим силу постановление N 1592 с 01.01.2008.
Между тем в соответствии с правилами статьи 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" постановление N 232 вступило в силу с даты официального опубликования в газете "Вести" - с 27.02.2008.
В связи с этим суд правильно признал пункты 2, 3 постановления N 232, действие которых распространено на ранее возникшие отношения, противоречащими вышеуказанной норме права и статье 14 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", не предусматривающим возможность придания этому акту обратной силы.
Ссылка администрации в жалобе на положения статей 192, 195 АПК РФ в обоснование довода о правомерности пунктов 2 и 3 оспариваемого постановления, кассационной инстанцией отклоняется. Данные нормы права регламентируют процедуру признания недействующими нормативных правовых актов в рамках арбитражного судопроизводства и не регулируют вопросы введения в действие нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Нормы материального и процессуального права применены арбитражным судом правильно, в связи с чем решение не подлежит отмене, а кассационные жалобы - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина по кассационной жалобе, в уплате которой администрации предоставлялась отсрочка определением от 27.10.2008, подлежит взысканию с нее в доход федерального бюджета в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.08.2008 по делу N А51-3951/2008 1-145 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с администрации Партизанского городского округа в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 ноября 2008 г. N Ф03-4721/2008 "Пункты 2 и 3 оспариваемого постановления признаны не соответствующими ст. 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Положениями вышеуказанных норм права не предусмотрена возможность придания обратной силы нормативному правовому акту"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", апрель-июнь 2009, N 2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании