Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 ноября 2008 г. N Ф03-5107/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 01.09.2008 по делу N А04-4540/08-10/344 Арбитражного суда Амурской области, по иску индивидуального предпринимателя Кравченко Елены Леонидовны к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Амурской области, Государственному бюджетному учреждению "Центр социальных выплат и услуг Министерства социальной защиты населения Амурской области по Архаринскому району", третьи лица: Отдел образования Администрации Архаринского района, Муниципальное учреждение здравоохранения "Архаринская центральная районная больница", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. А.П. Гайдара", Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, Министерство здравоохранения Амурской области, Муниципальное учреждение Финансовое управление Администрации Архаринского района, о взыскании 1324383,98 руб.
Резолютивная часть постановления от 18 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Кравченко Елена Леонидовна обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Амурской области, Государственному бюджетному учреждению "Центр социальных выплат и услуг Министерства социальной защиты населения Амурской области по Архаринскому району" о взыскании 1324383,98 руб. убытков, понесенных предоставлением льгот в соответствии с Законами Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" и от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки жилья и коммунальных услуг".
В качестве правового основания иска истец сослался на статьи 16, 1069 ГК РФ.
Определениями от 17.07.2008 и от 06.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Отдел образования Администрации Архаринского района, Муниципальное учреждение здравоохранения "Архаринская центральная районная больница", Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. А.П. Гайдара", Министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области, Министерство здравоохранения Амурской области, Муниципальное учреждение Финансовое управление Администрации Архаринского района.
До рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований, просил взыскать 1249046,80 руб., из которых 344836,80 руб. - льготы медицинским работникам за период с 01.01.2007 по 31.12.2007, 904210 руб. - льготы педагогическим работникам за период с 01.01.2007 по 31.12.2007.
Решением от 01.09.2008 исковые требования (с учетом уточнения) ИП Кравченко Е.Л. удовлетворены в полном объеме. С Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу истца взыскано 344836,80 руб. убытков в связи с предоставлением льгот медицинским работникам. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 904210 руб. убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам. В части исковых требований к Государственному бюджетному учреждению "Центр социальных выплат и услуг Министерства социальной защиты населения Амурской области по Архаринскому району" производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 01,09.2008, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ИП Кравченко Е.Л. к Министерству финансов Российской Федерации.
Исходя из содержания Законов Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", от 13.12.2006 N 263-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год", постановления Губернатора Амурской области от 23.12.2005 N 702, заявитель жалобы считает, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, производится за счет средств областного бюджета.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения от 01.09.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела и установлено судом. ИП Кравченко Е.Л. (Продавец, Поставщик) 09.01.2007 и 12.07.2007 заключила договоры N 3 с Отделом образования Администрации Архаринского района (Отдел), N 2 с Муниципальным учреждением здравоохранения "Архаринская центральная районная больница" (Учреждение), N 10 с Муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа N 1 им. А.П. Гайдара" (Учреждение) о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно условиям указанных выше договоров Поставщик предоставлял гражданам - педагогическим и медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в виде поставки твердого топлива (угля) для печного отопления в соответствии с Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий".
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти расходов за предоставленные льготы за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в общей сумме 1249046,80 руб., ИП Кравченко Е.Л. обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Так в силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативно - правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, предусмотренных ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, также не принималось.
В связи с этим финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Законом Амурской области от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право педагогических и руководящих работников (специалистов) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), на получение социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Арбитражным судом Амурской области при рассмотрении настоящего дела установлено, что из федерального бюджета в 2007 году денежные средства на компенсацию спорных расходов субъекту Российской Федерации - Амурской области не предоставлялись.
Кроме того, судом первой инстанции исследован отчет Архаринского района об использовании субвенций в 2007 году, в соответствии с которым, из средств областного бюджета в 2007 году выделена субвенция в размере 13495 тыс. руб., кредиторская задолженность на 01.01.2008 составляет 5350,7 тыс. руб., из них по педагогическим работникам 3478,6 тыс. руб.
Таким образом, поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 904210 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
Доводы заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах. организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" кассационной инстанцией признаются необоснованными, поскольку указанная норма Закона не предусматривает финансирование льгот за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.09.2008 по делу N А04-4540/08-10/344 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2008 г. N Ф03-5107/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании