Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 ноября 2008 г. N Ф03-5144/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Камчатского края на решение от 23.07.2008 по делу N А24-1102/2008 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Унитарного муниципального предприятия коммунального хозяйства "Начикинское" к Камчатскому краю в лице Министерства финансов Камчатского края, Елизовскому муниципальному району в лице Управления образования и Управления финансов и имущественных отношений, третьи лица: МОУ "Начикинская средняя общеобразовательная школа" МДОУ "Детский сад N 32 "Светлячок", о взыскании 509938 руб. 08 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2008 года.
Унитарное муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Начикинское" (далее - УМПКХ "Начикинское") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с исковым заявлением к Управлению образования, Управлению финансов и имущественных отношений администрации Елизовского муниципального района о взыскании, с учетом увеличения размера заявленных требований, 509938 руб. 08 коп. задолженности по договорам N 13 и N 17 от 01.01.2007. на предоставление в 2007 году мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам в соответствии с ФЗ "Об образовании".
При недостаточности у Управления образования денежных средств, истец просит взыскать сумму долга с субсидиарного должника - Елизовского муниципального района за счет средств казны Елизовского муниципального района.
В качестве соответчиков судом были привлечен Камчатский край в лице Министерства финансов Камчатского края.
Решением суда от 23.07.2008 требования истца удовлетворены за счет казны Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края.
Елизовсий муниципальный район в лице его Управления образования, а также Управление финансов и имущественных отношений от ответственности по иску освобождены.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Камчатского края, суд исходил из неисполнения Камчатским краем принятых на себя Законами Камчатского края "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" от 29.12.2004 N 246, "Об областном бюджете на 2007 год" обязательств по предоставлению в бюджет Елизовского муниципального района утвержденных в бюджете области субвенций на компенсацию данных расходов.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов Камчатского края, полагающего решение суда отменить, в иске истцу к Камчатскому краю отказать.
При этом заявитель, полагая, что ответственность по иску должна быть возложена на Елизовский муниципальный район, ссылается на исполнение своих расходных государственных полномочий путем утверждения в бюджете края субвенций на обеспечение реализации Закона Камчатской области от 29.12.2004 N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг", в том числе Елизовскому муниципальному району - в сумме 15394,0 тыс. руб. Из них исполнено - на сумму 11194,0 тыс. руб., согласно ежемесячно представляемых районом сведений о потребностях в целевых денежных средствах.
Кроме того заявитель ссылается на установленный Постановлением Губернатора Камчатского края N 293 от 21.12.2007 "О мерах по реализации Закона Камчатского края "О краевом бюджете на 2008 год" порядок погашения кредиторской задолженности муниципальным районом по субвенциям за 2007 год за счет ассигнований, предусмотренных в Приложении N 9 к Закону Камчатской области "О краевом бюджете 2008 года".
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение Закона Камчатской области N 246 от 29.12.2004 Управление образования (Плательщик), муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад N 32 "Светлячок" (Учреждение) и УМПКХ "Начикинское" (Получатель) 01.01.2007 заключили договор N 13 на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, по оплате ими за жилое помещение и коммунальные услуги.
Также 01.01.2007 между истцом, ответчиком и муниципальным образовательным учреждением "Начикинская средняя общеобразовательная школа" (учреждение) был заключен аналогичный договор N 17.
Во исполнение условий заключенных договоров истец предоставлял специалистам, работающим и проживающим в поселках Сокоч, Дальний и Начики, в соответствии со списками, являющимися приложениями к договорам NN 13 и 17, меры социальной поддержки путем уменьшения начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги.
Некомпенсированные истцу убытки, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, органами государственной власти и местного самоуправления за счет соответствующих уровней бюджета в размере 509938 руб. 08 коп. составляют настоящие исковые требования.
Предъявленный истцом ко взысканию размер убытков подтверждается актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.02.2008 и не оспаривается участвующими в деле лицами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Как следует из положений статьи 6 Закона Камчатской области N 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" в целях реализации которого были заключены договоры NN 13 и 17, компенсация затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в размерах, предусматриваемых в Законе Камчатской области об областном бюджете на очередной финансовый год и в муниципальных правовых актах представительных органов местного самоуправления поселений в Камчатской области о бюджете поселения на очередной финансовый год, в виде предоставления целевых субвенций из областного бюджета.
В соответствии с Приложением N 14 к Закону Камчатской области "Об областном бюджете на 2007 год" от 12.12.2006 N 544 на обеспечение реализации Закона Камчатской области от 29.12.2004 N 246 в Фонде компенсаций для Елизовского муниципального района утверждено 15394,0 тыс. руб. целевых субвенций.
Согласно Приложения N 1 к Закону Камчатского края от 28.05.2008 N 68 "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" фактически на реализацию Закона Камчатской области N 246 Елизовскому муниципальному району выделено субвенций на сумму 11194000 руб.
Таким образом, вывод суда о том, что в результате недофинасирования из средств областного бюджета в бюджет Елизовского муниципального района субвенций на реализацию Закона Камчатской области N 246, Управление образования Елизовского муниципального района не исполнило перед истцом обязательства по перечислению денежных средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением льгот, что повлекло возникновение на стороне УМПКХ "Начикинское" убытков в сумме 509938 руб. 08 коп., соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Довод Министерства финансов Камчатского края об отсутствии его вины в причинении истцу ущерба, поскольку субвенции из краевого бюджета выделялись в соответствии с запросами Елизовского муниципального района необоснован, поскольку доказательств нецелевого использования их муниципальным образованием ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.1997 "О финансовых основах местного самоуправления" (в редакции от 28.12.2004) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 154-ФЗ от 28.08.1995 (в редакции от 21.07.2005) органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
С учетом указанного законодательства, суд правомерно освободил от ответственности по иску Елизовский муниципальный район и удовлетворил требования истца на основании ст. 16 ГК РФ за счет казны Камчатского края, не исполнившего принятые на себя расходные обязательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.07.2008 по делу N А24-1102/2008 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2008 г. N Ф03-5144/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании