Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 ноября 2008 г. N Ф03-5256/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района - Разумовская Н.Н., представитель по юридическим вопросам по доверенности N 403/3-3 от 11.07.2008; от администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края - Безрукова А.Г., начальник юридического отдела по доверенности N 3-11/2303 от 24.12.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации сельского поселения "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района на решение от 15.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу N А73-13732/2007-17 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального образования сельское поселение "Село Некрасовка" Хабаровского муниципального района к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского края, третьи лица: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, о признании права собственности.
Резолютивная часть постановления объявлена 25.11.2008. Полный текст постановления изготовлен 27.11.2008.
Администрация сельского поселения "Село Некрасовка" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - муниципальный район), Комитету по управлению имуществом и экономике администрации Хабаровского муниципального района (далее - Комитет) о передаче из собственности муниципального района во владение, пользование и распоряжение сельского поселения муниципального имущества, необходимого для решения вопросов местного значения, с последующим оформлением права собственности сельского поселения на это имущество.
Иск принят к производству арбитражного суда и делу присвоен номер А73-2440/2006-30/17.
К участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено сельское поселение "Село Некрасовка" (далее - сельское поселение).
Данным муниципальным образованием заявлено требование о признании права собственности на 24 автотранспортных средства.
Требование третьего лица обосновано тем, что указанные объекты необходимы сельскому поселению для решения возложенных на него задач и в силу статей 14, 15, 50, 85 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежат передаче в собственность данного муниципального образования.
Определением от 05.12.2007 данное требование сельского поселения выделено в отдельное производство с присвоением делу N А73-13732/2007-17.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Хабаровского края и Российская Федерация в лице Территориального управления по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю.
Решением арбитражного суда от 15.05.2008 в удовлетворении требований сельского поселения отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что сельское поселение не доказало наличие оснований для признания его собственником спорных объектов в соответствии с нормами ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В кассационной жалобе администрация просит решение и постановление апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что в силу статей 14, 15, 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 52 ФЗ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" спорное имущество необходимо для реализации сельским поселением полномочий, поэтому подлежит передаче в собственность этого муниципального образования. Отсутствие механизма разграничения имущества между муниципальным районом и сельским поселением не является препятствием для приобретения последним права собственности на данные объекты.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель сельского поселения поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель муниципального района выразил мнение об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют, исходя из следующего.
Перечни видов имущества, которое может находиться в собственности муниципального района и сельского поселения, определены в статье 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 11.1 статьи 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что предметом рассматриваемого требования сельского поселения являются автотранспортные средства, принадлежащие муниципальному району. Следовательно, в силу приведенных выше норм права вопрос о передаче данного имущества в собственность сельского поселения подлежит разрешению в соответствии с порядком, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако на момент рассмотрения спора такой порядок органом государственной власти Хабаровского края не утвержден.
Отсутствие установленного на законодательном уровне механизма отнесения муниципального имущества к собственности сельского поселения препятствует признанию в судебном порядке права собственности сельского поселения на отдельные объекты, принадлежащие муниципальному району, в связи с чем у арбитражных судов не имелось оснований для удовлетворения иска.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку заявителя жалобы на наличие предпосылок для признания за сельским поселением вещных прав на спорные объекты в силу норм ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Несмотря на это обстоятельство реализация сельским поселением права на получение в собственность объектов, принадлежащих муниципальному району, возможна только при условии утверждения соответствующего порядка передачи имущества и согласования перечня имущества, подлежащего передаче.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.05.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2008 по делу N А73-13732/2007-17 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 ноября 2008 г. N Ф03-5256/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании