Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 ноября 2008 г. N Ф03-4628/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю от истца: Вышковский В.П. - представитель по доверенности б/н от 22.01.2008, Пашуков Б.А. - представитель по доверенности б/н от 22.01.2008, от ответчика: Администрации г. Владивостока - Четвертакова Р.Р. - главный специалист по доверенности от 10.07.2008 N 1-3/3424 на решение от 29.04.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2008 по делу N А51-157/2007 28-6 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия г. Владивостока к администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации г. Владивостока, 3-е лицо: государственное учреждение здравоохранения "Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", Департамент социальной защиты населения администрации Приморского края, Пенсионный фонд Приморского края, государственное учреждение "Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ", о взыскании 7988891 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2008 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Владивостока "Некрополь" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Приморского края, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, администрации г. Владивостока о взыскании расходов в размере 5564520 руб., составляющих затраты на захоронение невостребованных трупов за 2005-2006 годы.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения "Приморское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы", Департамент социальной защиты населения администрации Приморского края, Пенсионный фонд Приморского края, государственное учреждение "Приморское региональное отделение Фонда социального страхования РФ".
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил на основании отчета и экспертного заключения от 03.09.2007 взыскать затраты на захоронение невостребованных трупов за 2005-2006 годы в сумме 7988891 руб.
Решением от 29.04.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.07.2008, исковые требования удовлетворены частично в размере 5444520 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. В остальной части иска отказано, поскольку указанная в экспертном заключении стоимость погребения одного невостребованного трупа не является установленной органом местного самоуправления в соответствии с требованиями п. 3 ст. 12 ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Законность судебных актов проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, которое просит его отменить, в иске к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на оказание услуг по погребению, должна осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представители истца и администрации г. Владивостока, не согласившись с доводами, изложенными в жалобе, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в период 2005-2006 годы муниципальным унитарным предприятием г. Владивостока "Некрополь" в результате необходимости обязательного проведения захоронений понесены убытки в размере 5445720 руб. из которых 5138640 руб. расходы на погребение 1098 невостребованных трупов, 307080 руб. - разница между подлежащими возмещению расходами за погребение 91 умершего (3 умерших являлись на день смерти работающими пенсионерами (3600 руб.) за счет фонда социального страхования, 8 получивших пособие на погребение (9600 руб.) за счет фонда социального страхования и 89 умерших пенсионеров (106800 руб.) за счет пенсионного фонда и установленной органом местного самоуправления стоимостью услуг по захоронению невостребованных умерших в городе Владивостоке.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению услуг по погребению заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с п. 3 ст. 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Вместе с тем п. 2 ст. 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов связанных с погребением.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 12 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Во исполнение статей 9, 12 Закона о погребении начальником управления содержания жилищного фонда и городских территорий Администрации города Владивостока утверждена смета затрат специализированны службы по вопросам похоронного дела в городе Владивостоке.
Так, расходы на погребение одного невостребованного умершего в г. Владивостоке согласно данной сметы составляют 4680 руб.
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1000 рублей. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение затрат по захоронению невостребованных умерших должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет г. Владивостока, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 5444520 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Поскольку судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.04.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2008 по делу N А51-157/2007 28-6 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 ноября 2008 г. N Ф03-4628/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании