Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 декабря 2008 г. N Ф03-5459/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Шабалин П.А. - конкурсный управляющий - определение суда от 24.11.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Родник" на решение от 10.09.2008 по делу N А59-4763/07-С16 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Родник" к Сахалинской области в лице Главного финансового управления, Муниципальному образованию Городской округ "Поронайский" в лице финансового управления, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, третье лицо: Муниципальное учреждение фонда социальной поддержки населения администрации МО "Поронайский район", о взыскании 884620, 28 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2008 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Родник" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Финансовому управлению муниципального образования городского округа "Поронайский", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства о взыскании убытков в связи с предоставлением в 2004 году льгот гражданам по оплате услуг водоснабжения в сумме 884620,28 руб. по Федеральному закону "О ветеранах".
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчиков 572148,83 руб. В остальной части заявлен отказ от иска.
Определением суда от 12.02.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение фонда социальной поддержки населения администрации МО "Поронайский район"
Решением суда от 10.09.2008 принят отказ ООО "Родник" от исковых требований в части взыскания 312471,45 рублей, производство по делу в данной части иска прекращено.
Судом взыскано с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны федерального бюджета в пользу ООО "Родник" 469162,04 руб. убытков.
Во взыскании остальной части иска, составляющей сумму НДС, отказано.
В иске к муниципальному образованию Городской округ "Поронайский" в лице его Финансового управления, а также к Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области - отказано.
ООО "Родник", не согласившись с решением суда, которым отказано в части иска, в своей кассационной жалобе полагает его отменить в этой части как необоснованное, принятое с нарушением статьи 154, 168, 171, 172 Налогового кодекса РФ.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на ее удовлетворении. Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не принимали.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, поддержанные в суде представителем заявителя, проверив материалы дела и правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит жалобу обоснованной, решение суда - подлежащим отмене в отказанной части исковых требований с вынесением решения об удовлетворении этой части требований истца.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом за период с марта 2004 года по декабрь 2004 года были предоставлены коммунальные услуги льготной категории граждан, проживающей на территории муниципального образования "ГТоронайский район", в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" на общую сумму 572148,83 руб., что подтверждается списками льготников с указанием фамилий льготников, адресов их проживания, стоимости предоставленных льгот, а также выставленными на основании указанных списков соответствующих счетов-фактур, расчетами истца и сведениями администрации района о категориях домов, в которых проживали льготники. Указанная сумма ответчиками не оспаривается.
В связи с невозмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в заявленной сумме на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ предъявлены настоящие исковые требования.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ, которые учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции действующей до 01.01.2005) предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов РФ.
Вместе с тем, исходя из положений ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год, расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета на 2004 год не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Согласно приложению N 7 "Перечень государственных полномочий Сахалинской области, переданных муниципальным образованиям с передачей финансовых средств на их реализацию из Фонда компенсации на 2004 год" к Закону Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2004 год" предусмотрена передача отдельных государственных полномочий Сахалинской области муниципальным образованиям с передачей финансовых средств для их обеспечения из фонда компенсаций - в сумме 758018 тыс. рублей; из фонда софинансирования социальных расходов - в сумме 2676670 тыс. руб.; из фонда финансовой поддержки муниципальных образований - в сумме 466674 тыс. рублей, в том числе на реализацию ФЗ "О ветеранах" МО Поронайский район - 2925 тыс. рублей.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием Поронайский район денежных средств в деле не имеется.
Вместе с тем указанных средств муниципальному образованию для компенсации расходов по ФЗ "О ветеранах" оказалось недостаточно, в связи с чем суд на основании пункта 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления" правомерно отказал в удовлетворении иска к названному ответчику.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации не представила доказательств исполнения своих расходных обязательств по обеспечению субъекта Федерации - Сахалинской области финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований о взыскании понесенных истцом убытков за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Вместе с тем суд неправомерно уменьшил истребуемую истцом сумму компенсации льгот на сумму налога на добавленную стоимость, составляющую 102986 руб. 79 коп.
Истец оказывал населению услуги по стоимости, исчисляемой исходя из утвержденных органами власти тарифов, включающих на основании пункта 6 статьи 168 НК РФ налог на добавленную стоимость.
Дотации, направляемые из бюджета для компенсации организациям убытков от предоставления льгот на оказываемые услуги по регулируемым ценам, рассчитываются с учетом НДС.
Следовательно, убытками истца являются недополученная стоимость услуг по утвержденным тарифам, включающим НДС.
Поскольку суд неправильно применил нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, решение суда в отказанной части исковых требований подлежит отмене, а иск - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.09.2008 по делу N А59-4763/07-С16 Арбитражного суда Сахалинской области отменить в отказанной части исковых требований к Российской Федерации и во взыскании с ООО "Родник" в доход федерального бюджета государственной пошлины по иску в сумме 50 рублей.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу ООО "Родник" 102986 руб. 79 коп. и в доход федерального бюджета госпошлину по иску в сумме 4079 руб. 74 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны в пользу ООО "Родник" госпошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительные листы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2008 г. N Ф03-5459/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании