Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 декабря 2008 г. N Ф03-5432/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Комаров Н.Н. - адвокат по доверенности от 01.10.2008 б/н от ответчиков: Министерства финансов РФ - Ковалева Т.С. - главный специалист по доверенности от 10.01.2008 б/н; Министерства финансов Хабаровского края - Маслакова А.Г. - главный специалист по доверенности N 19-11/522 от 27.02.2006; от администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края - Семина В.В. - ведущий специалист по доверенности N 1-14/5451 от 29.12.2007, от Хабаровского краевого ФОМС - Соколова Т.А. - начальник юридического отдела по доверенности N 38-08 от 28.12.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Верхнебуреинского района Хабаровского края на решение от 27.06.2008 по делу N А73-1093/2008-96 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Новый Ургал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к администрации Верхнебуреинского муниципального района в лице Финансового управления, Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 4305122 руб. 40 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2008 года.
Негосударственное учреждение здравоохранения "Узловая больница на станции Новый Ургал" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с Верхнебуреинского муниципального района в лице Финансового управления 4305122 руб. 40 коп., составляющие убытки, возникшие в результате оказания медицинской помощи населению района в период с 01.02.2005 по 31.12.2005 на основании договора от 26.09.2005.
Определениями Арбитражного суда Хабаровского края от 24.03.2008, от 24.04.2008 к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Российская Федерация в лице Министерства финансов Хабаровского края, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования.
Решением суда от 27.06.2008 требования истца удовлетворены за счет казны Верхнебуреинского муниципального района на основании статей 16, 1069 ГК РФ, предусматривающих возмещение причиненного юридическому лицу вреда действиями (бездействиями) органа местного самоуправления. Другие ответчики от ответственности по иску освобождены.
Администрация Верхнебуреинского района, не согласившись с решением суда, в своей кассационной жалобе полагает его отменить как необоснованное и незаконное, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда о доказанности истцом размера оказанных услуг представленным доказательствам, поскольку в указанные расходы истцом включены непредусмотренные договором медицинские услуги работникам железной дороги.
Кроме того, как полагает заявитель, истец, оказывал медицинскую помощь населению района на основании утвержденной постановлением губернатора Хабаровского края от 25.09.2004 N 245 Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2005 год, источником финансирования которой являются средства Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС).
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика администрации Верхнебуреинского муниципального района поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, представители истца и других ответчиков, не согласившись с ней, просили решение оставить без изменения.
В заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 15.12.2008 до 14 часов в соответствии со статьей 163 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, заслушав в заседании суда представителей сторон, проверив материалы дела, а также правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит обжалуемый судебный акт недостаточно обоснованным, принятым по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим отношение к настоящему делу, и без применения подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, регулирующего обязательное медицинское страхование граждан.
Как следует из материалов дела, 26.09.2005 между администрацией Верхнебуреинского района - (заказчиком) и Негосударственным учреждением здравоохранения "Узловая больница на станции Новый Ургал" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - (медицинским учреждением) заключен договор на обслуживание муниципального населения, на основании которого у медицинского учреждения возникло обязательство оказывать прикрепленному к узловой больнице на станции Новый Ургал населению в количестве 4825 человек, не являющихся работниками железнодорожного транспорта, медицинскую помощь, предусмотренную настоящим договором.
По условиям договора медицинское учреждение обязано ежемесячно в срок до пятого числа месяца следующего за отчетным предоставлять в отдел здравоохранения администрации района информацию об объемах пролеченных больных по муниципальному населению и фактически понесенных затратах не ниже их себестоимости в сумме до восьми миллионов рублей (пункт 4.1 договора).
Согласно пункту 4.2 договора заказчик ежемесячно не позднее двадцать пятого числа, следующего за отчетным, возмещает медицинскому учреждению фактически понесенные затраты на оказание медицинской помощи муниципальному населению в пределах нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи согласно программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Срок действия договора согласно разделу 5 договора установлен с 01.02.2005 по 31.12.2005. Договор прекращается по истечении срока действия договора.
Согласно представленных счетов-фактур расходы истца, понесенные в результате оказания медицинских услуг за период с 01.02.2005 по 31.12.2005, составили сумму 4305122 руб. 40 коп., истребуемую им по настоящему иску.
Суд, удовлетворяя требования истца на основании статей 16, 1069 ГК РФ признал ответчика - администрацию Верхнебуреинского района виновным в неисполнении утвержденной Постановлением Правительства РФ N 690 от 26.11.2004 Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2005 год, предусматривающей ее исполнение при предоставлении скорой помощи, амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, как за счет средств обязательного медицинского страхования, так и за счет средств местных бюджетов.
Данный вывод суда сделан с неправильным толкованием указанного Постановления Правительства РФ и без учета принятого в его исполнение постановления губернатора Хабаровского края N 245 от 25.09.2004, утвердившего территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению края в 2005 году, согласно которых в рамках этой программы предоставляется застрахованному населению в системе обязательного медицинского страхования амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь за счет средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Территориальной программой (Приложение N 3) истец указан в качестве медицинского учреждения, предоставляющего медицинские услуги застрахованному населению за счет средств обязательного медицинского страхования.
Программа обязательного медицинского страхования реализуется на основе договоров, заключенных участниками обязательного медицинского страхования и регулируется законодательством РФ и Хабаровского края.
В силу статьи 23 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" договор на предоставление лечебно-профилактической помощи в системе обязательного медицинского страхования заключается между страховой медицинской организацией и медицинским учреждением. Органы государственной власти и местного самоуправления в силу статьи 4 указанного Закона заключают договор обязательного медицинского страхования со страховой организацией в отношении неработающего населения, а работодатель - в отношении работающих граждан. Договоры о финансировании обязательного медицинского страхования согласно раздела 4 Типовых правил ОМС, утвержденных Постановлением Фонда федерального обязательного медицинского страхования N 3856 от 03.10.2003, заключаются между Территориальным фондом ОМС и страховой медицинской организацией. При этом согласно пункта 4 указанных Типовых правил при недостатке по объективным причинам у страховой медицинской организации средств для оплаты медицинской помощи застрахованным гражданам возможно предоставление субвенций из территориального ФОМСа.
Во исполнение Территориальной программы между истцом и Чегдомынским филиалом Хабаровского краевого фонда ОМС заключен договор N 2 от 25.05.2005 на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на условиях и в объеме этой Программы, который имеется в материалах дела.
Истец, заявляя настоящие исковые требования, сослался на возмещение ему расходов органом территориального Фонда ОМС в пределах объемов, установленных территориальной программой ОМС.
Данные обстоятельства судом не исследовались и не оценивались.
Согласно Постановления Правительства РФ N 690 в рамках государственной программы за счет средств местного бюджета предоставляется скорая медицинская помощь и первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических, больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов.
При этом такие расходы включают в себя обеспечение организацией муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
Выводы суда о том, что предъявленные истцом ко взысканию расходы должны финансироваться из местного бюджета противоречат Постановлению Правительства РФ N 690. Вместе с тем согласно указанному Постановлению дополнительные объемы и виды медицинской помощи предусматриваются Территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ.
Поскольку суд не исследовал все имеющие отношение к делу обстоятельства и не применил к спорным правоотношениям подлежащие применению нормы материального права, взыскание судом расходов истца за счет ответчика муниципальное образование Верхнебуреинский район недостаточно обосновано.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.06.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1093/2008-96 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 декабря 2008 г. N Ф03-5432/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании