Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 декабря 2008 г. N Ф03-5229/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации г. Хабаровска: Жук О.М. - главный специалист-юрист, доверенность от 11.06.2008 N 1.33-185, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу N А73-1581/2007-30/72 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная компания электросвязи" к администрации города Хабаровска о признании недействительной сделки, взыскании 2902 руб. 80 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2008. Полный текст постановления изготовлен 12.12.2008.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании 09.12.2008 объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. до 12.12.2008.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная компания электросвязи" (далее - ОАО "Дальсвязь") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к администрации Хабаровского края (далее -администрация) с иском о признании недействительной ничтожной сделки - договора от 16.01.2007 N 23 на производство земляных работ на территории г. Хабаровска в части установления условия оплаты; о взыскании 2902 руб. 80 коп. - неосновательного обогащения, полученного ответчиком на основании ничтожной сделки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю; прокурор Хабаровского края.
Решением от 23.05.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.08.2007 решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2007 принятые судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края.
Решением от 05.06.2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 решение отменено, договор на производство земляных работ на территории г. Хабаровска от 16.01.2007 N 23 в части условия о его платности (п. 3.1) признан недействительным (ничтожным); с администрации г. Хабаровска в пользу ОАО "Дальсвязь" взыскано 2902 руб. 80 коп.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения к ней) администрация просит постановление отменить. Ссылаясь на Закон Хабаровского края от 31.10.1996 N 73 "О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями", п. 4 ст. 41, ст. 23.1 БК РФ, полагает, что федеральным законодательством введено право оказания платных услуг органами местного самоуправления. Указывает, что в целях реализации предоставленных краевым законом полномочий главой администрации Хабаровского края 01.09.1997 издано постановление N 383 "Об утверждении Положения о порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней". Оформление и выдачу ордеров на производство земляных работ осуществляет отдел по оказанию платных услуг управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска, который финансируется за счет средств от оказания платных услуг. Перечень платных услуг, оказываемых отделом управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска, и тарифы на них согласованы 08.11.2006 Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края и Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. В связи с чем считает, что плата по оказанию услуг за выдачу ордеров является фиксированной, согласованной надлежащим образом, следовательно, взимается законно и обоснованно.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Другие лица, участвующие в деле, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, при этом последние о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность постановления от 08.08.2008, с учетом требований ст. 286 АПК РФ Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований для его отмены не установил.
Как следует из материалов дела 16.01.2007 между администрацией г. Хабаровска в лице Управления административно-технического контроля (управление) и ОАО "Дальсвязь" (заказчик) заключен договор N 23, предметом которого является оформление и выдача заказчику разрешения (ордера) на производство земляных работ на территории города и осуществление контроля за проведением всего комплекса работ на объекте до их полного завершения и приемки по акту установленной формы.
Пунктом 3.1 договора стороны согласовали стоимость услуг и порядок расчетов: управление выписывает счет на оплату, а заказчик в соответствии с действующим прейскурантом, утвержденным Комитетом по политике цен Правительства Хабаровского края, предварительно перечисляет на соответствующий счет стоимость работ по оформлению, выдаче разрешения (ордера) и контролю за производством земляных работ, в качестве получателя денежных средств подлежит указанию - управление.
ОАО "Дальсвязь" платежным поручением от 27.12.2006 N 22879 на сумму 2902 руб. 80 коп. оплатило выставленный администрацией счет от 06.12.2006 N 2574 за выдачу ордера на производство земляных работ: восстановление благоустройства после ремонта кабеля связи по Восточному шоссе (ост. Портовая).
17.01.2007 Управлением административно-технического контроля администрации г. Хабаровска заказчику выдан ордер N 2-5.
ОАО "Дальсвязь", полагая, что оплата за полученный ордер произведена во исполнение недействительного (ничтожного) условия договора, поскольку в соответствующей части договор от 16.01.2007 N 23 противоречит законодательству - ст. 779 ГК РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", п. 2 Закона Хабаровского края "О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями", обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель на территории муниципального образования относится к ведению муниципальных образований как вопрос местного значения. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 18 Устава муниципального образования г. Хабаровска в исключительном ведении Хабаровской городской думы находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения г. Хабаровска, одним из которых является производство земляных работ в г. Хабаровске.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В части 2 статьи 18 Устава муниципального образования г. Хабаровска пункты отсутствуют
При разрешении спора установлено, что на территории г. Хабаровска действуют Правила производства земляных работ в г. Хабаровске, утвержденные Хабаровской городской думой от 17.12.2002 N 293 (далее - Правила), устанавливающие порядок земляных работ, в перечень которых включены работы, связанные, в том числе с ремонтом подземных и надземных сооружений, благоустройством и иные работы, влекущие нарушение существующего благоустройства территории; установлено, что все виды земляных работ должны выполняться согласно разрешению (ордеру), оформленному в установленном порядке в управлении административно-технического контроля администрации г. Хабаровска (п.п. 1, 2 раздела 1 Правил).
Разделом 3 Правил установлен порядок производства аварийно-восстановительных работ, предусматривающий, что восстановление благоустройства в местах разрытия производится сетедержателем. При невозможности восстановить благоустройство в указанный Правилами срок (в течение 6 суток с момента уведомления администрации города о начале земляных работ по устранению аварии) организация, не прекращая производство земляных работ по устранению аварии, обязана получить ордер на проведение работ по благоустройству в административно-технической инспекции.
Разделом 4, 5 Правил определен порядок оформления и выдачи разрешения (ордера) на производство земляных работ, предусматривающий подачу в городскую административно-техническую инспекцию управления дороги и внешнего благоустройства Департамента городского хозяйства администрации г. Хабаровска - ГАТИ (ныне - Управление административно-технического контроля администрации города) заявки на выдачу ордера с приложением оговоренных в п. 49 Правил документов. При этом по разрешению заявки ГАТИ вправе выдать ордер на выполнение земляных работ, в котором указывается срок его действия, а также порядок приемки восстановленного благоустройства, либо отказать в его выдаче. Таким образом, названным актом установлен порядок проведения земляных работ, включающий проведение земляных работ согласно разрешению (ордеру); определен орган, полномочный на выдачу соответствующего разрешения (ордера) по надлежащей заявке.
Как установлено, ОАО "Дальсвязь" обратилось с заявкой в ГАТИ о выдаче разрешения по восстановлению нарушенного благоустройства после производства аварийных работ по ремонту кабеля связи. В деле представлен договор от 16.01.2007 N 23, предметом которого определены оформление, выдача заказчику - ОАО "Дальсвязь" разрешения (ордера) на производство земляных работ и осуществление контроля за проведением всего комплекса работ на объекте до их полного завершения и приемки по акту в установленной форме.
Суд, с учетом вышеприведенных положений Правил, оценивая условия договора согласно ст.ст. 307, 420 ГК РФ в части его предмета: оформление, выдача разрешения (ордера), контроль за проведением работ; установленные договором обязанности Управления по выдаче ордера, осуществление текущего контроля, производство приемки выполненных работ, сделал обоснованный вывод, что указанные в договоре обязанности Управления являются перечнем обязанностей последнего, установленных Правилами. Дополнительных обязанностей, выходящих за определенные Правилами пределы, как и обязательств, договор не содержит.
Суд, выясняя вопрос взимания платы за установленные обязанности Управления по оформлению, выдаче разрешения (ордера) на производство земляных работ, исходил из отсутствия соответствующего законодательства, позволяющего органу местного самоуправления получать доход от деятельности, связанной с выдачей ордеров на производство земляных работ, ст. 2 Закона Хабаровского края от 31.10.1996 N 73 "О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями", согласно которой органы местного самоуправления вправе вводить платные услуги при осуществлении своей деятельности только в случаях предусмотренных федеральным законом, нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти, краевыми законами. В связи с чем обоснованно сделал вывод о ничтожности п. 3.1 договора в части установления платы за оформление, выдачу ордера на производство земляных работ как несоответствующего вышеприведенным нормам права.
Судом рассмотрены и обоснованно отклонены доводы администрации о том, что плата за оформление, выдачу ордера на производство земляных работ установлена в соответствии с действующим прейскурантом, утвержденным Комитетом по политике цен Правительства Хабаровского края; о том, что Управление входит в отдел по оказанию платных услуг, финансирование которого из бюджета г. Хабаровска не предусмотрено.
Как указано выше, судом принято во внимание отсутствие законодательного акта, предусматривающего возможность взимания администрацией платы за функции, отнесенные к непосредственной деятельности последней, а именно оформление, выдачу разрешения (ордера) на производство земляных работ (вышеназванные Правила). То, что Управление оказывает платные услуги, на которые бюджетом г.Хабаровска расходы не предусмотрены, в данном случае, не относится к предмету рассматриваемого спора.
Выводы суда в отношении требования о взыскании 2902 руб. 80 коп. соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям ст. 1103 ГК РФ и являются правильными.
При изложенном основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2008 по делу А73-1581/2007-30/72 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 декабря 2008 г. N Ф03-5229/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании