Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 декабря 2008 г. N Ф03-5695/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Государственного учреждения Институт прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук - Кокорин В.В., представитель по доверенности от 12.03.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Институт прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук на решение от 15.05.2008, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по делу N А51-2257/2008 4-92 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Государственного учреждения Институт прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае о признании недействительным предписания.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2008 года.
Государственное учреждение Институт прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее - ГУ ИПМ ДВО РАН, институт) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае (далее - Росфиннадзор по Приморскому краю, управление) от 12.02.2008 N 20-03-09/509 в части перечисления в доход федерального бюджета неправомерно полученных доходов за выдачу лесорубочных билетов в сумме 1346109 руб. (за минусом использованных) и принятия мер к возмещению расходов по проезду в г. Москву на повышение квалификации и сдачу отчетов без вызова Российской академии наук в сумме 103164 руб. или предоставления документов, подтверждающих повышение квалификации.
Решением суда от 15.05.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008, предписание управления признано недействительным в части обязательства института принять меры к возмещению расходов по проезду в г. Москву на повышение квалификации и сдачу отчетов без вызова Российской академии наук в сумме 103164 руб. или представить документы, подтверждающие повышение квалификации. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что, поскольку ГУ ИПМ ДВО РАН оказывал платные услуги по выдаче лесорубочных билетов, доходы от которых относятся по нормативу 100% к неналоговым доходам, следовательно, институт должен был перечислить доход, полученный за выдачу лесорубочных билетов в 2007 году в федеральный бюджет в сумме 1346109 руб.
В кассационной жалобе институт предлагает отменить постановление апелляционной инстанции полностью и изменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ГУ ИПМ ДВО РАН ссылается на то, что требование Росфиннадзора по Приморскому краю является незаконным, поскольку при его предъявлении управлением не был приложен обосновывающий расчет взыскиваемых платежей. По мнению института, доводы о необоснованности требований предписания со ссылкой на статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неправомерно признаны судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Представитель института в заседании суда кассационной инстанции поддержал изложенные в жалобе доводы.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, просило оставить без изменения принятые по делу судебные акты; явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечило, ходатайств не заявило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ГУ ИПМ ДВО РАН, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 12.02.2008 Росфиннадзором по Приморскому краю проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ГУ ИПМ ДВО РАН, в ходе которой установлено, что институтом самостоятельно, без разрешения уполномоченных органов, выдавались лесорубочные билеты физическим лицам на вырубку леса на земельных участках, закрепленных за ДВО РАН в постоянное (бессрочное) пользование. В результате этих действий институтом были получены доходы в сумме 2430132 руб. Однако на момент проверки часть этих средств в сумме 1084023 руб. были израсходованы на нужды института.
12.02.2003 управление издало предписание 20-03-09/509, в котором обязало институт устранить в срок до 02.06.2008 указанные нарушения и перечислить в доход федерального бюджета неправомерно полученные доходы за выдачу лесорубочных билетов в сумме 1346109 руб.
Институт, посчитав, что в указанной части предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспорил его в судебном порядке.
Положением о лесопарковой станции, утвержденным директором института 15.11.2007 и согласованным с заместителем председателя Президиума ДВО РАН, определены основные задачи лесопарковой опытной станции, являющейся структурным подразделением ГУ ИПМ ДВО РАН, к которым относятся: осуществление научной, опытно производственной деятельности по сохранению и улучшению лесных насаждений на закрепленной за ней территории, а также осуществление контроля за использованием лесных участков, осуществление экспериментального зеленого строительства и необходимая реконструкция существующих насаждений, организация и ведение лесопаркового хозяйства и зеленого строительства на территории Академгородка.
В соответствии со статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ, действующей на момент спорных правоотношений, основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Статья 42 настоящего Кодекса устанавливает, что лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре.
Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку, вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов, и выдается лесхозом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В Правилах учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов России N 265 от 22.09.2005, закреплена форма лесорубочного билета, в которой указывается, кому и в каком размере в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации поступают платежи. Так в приказе указано, что платежи поступают в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации.
Администратором доходов, поступающих за рубку леса, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Как следует из материалов дела, в период с 13.06.2007 по 11.12.2007 институтом выданы лесорубочные билеты в количестве 30 штук физическим лицам за вырубку леса на земельных участках, закрепленных за ДВО РАН в постоянное (бессрочное) пользование как земли населенных пунктов для строительства малоэтажной коттеджной застройки Академгородка в районе ст. Седанка. Согласно выпискам из лицевого счета, на внебюджетный счет института в период с 01.07.2007 по 31.12.2007 поступили средства за оформление лесорубочных билетов и восстановительную стоимость сырорастущих деревьев на общую сумму 2430132 руб. Указанные средства поступили на счет института на основании его распоряжения от 03.06.2007 N 3 "Об оформлении лесорубочных билетов на территории лесопарковой опытной станции нститута прикладной математики ДВО РАН".
На основании изложенного, вывод судебных инстанций о том, что институт не имел права выдавать лесорубочные билеты физическим лицам в период с 13.06.2007 по 11.12.2007 для вырубки древесно-кустарниковой растительности на участках, закрепленных за Дальневосточным отделением Российской академии наук в постоянное (бессрочное) пользование как земли населенных пунктов для строительства малоэтажной коттеджной застройки Академгородка в районе ст. Седанка, а также то, что доходы, полученные ГУ ИПМ ДВО РАН в 2007 году за вырубку деревьев на его землях, подлежат перечислению в федеральный бюджет, суд кассационной инстанции считает правильным.
Выводы судов обеих инстанций обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с правильным применением норм материального права.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования и оценки, не опровергают выводы суда и не могут служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для отмены решения суда первой, постановления апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2008 по делу N А51-2257/2008 4-92 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 декабря 2008 г. N Ф03-5695/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании