Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 декабря 2008 г. N Ф03-5719/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьминой Людмилы Халиковны на решение от 26.06.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу N А59-801/2008-С7 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Кузьминой Людмилы Халиковны к администрации Невельского муниципального района о признании недействительным решения муниципального органа.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Кузьмина Людмила Халиковна (далее ИП Кузьмина Л.Х., индивидуальный предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным постановления мэра Невельского муниципального района от 07.11.2007 N 790 в части утверждения заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома N 51, расположенного по адресу: г. Невельск, ул. Советская, аварийным и подлежащим сносу и выводу из эксплуатации, в котором заявитель имеет на праве собственности встроенное помещение - магазин, площадью 73,1 кв.м.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы предпринимателя.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной ИП Кузьминой Л.Х., считающей, что судебные акты приняты с нарушением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований индивидуального предпринимателя.
Кроме того ИП Кузьмина Л.Х. полагает, что нарушение межведомственной комиссией процедуры признания дома не подлежащим восстановлению и последующий снос дома существенным образом нарушает права заявителя. При этом, по мнению индивидуального предпринимателя, постановление мэра Невельского муниципального района противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривает предоставление собственнику имущества соразмерной и предварительной компенсации стоимости имущества при изъятии имущества без согласия собственника.
Администрация Невельского муниципального района против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
При этом администрация полагает, что оспариваемое постановление не нарушает права индивидуального предпринимателя, поскольку в указанном акте нет указания о демонтаже (сносе, разборке) пострадавших зданий, в том числе и по ул. Советская, 51, и принято в соответствии с положениями федеральных законов, регулирующих действия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в режиме чрезвычайной ситуации и при ликвидации последствий этой ситуации.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Распоряжением губернатора Сахалинской области от 02.08.2007 муниципальное образование "Невельский муниципальный район" объявлено зоной чрезвычайной ситуации вследствие произошедшего землетрясения, которым разрушены и повреждены многие здания, в том числе жилой дом, в котором находится помещение заявителя.
Постановлением мэра Невельского муниципального района "Об утверждении заключений межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, аварийными и подлежащими сносу на территории муниципального образования "Невельский муниципальный район" от 07.11.2007 N 790 утвержден сводный реестр жилых домов, разрушенных в результате землетрясения 02.08.2007, которые предложено вывести из эксплуатации, в том числе дом N 51, расположенный по адресу: город Невельск, улица Советская, 51. В указанном доме предпринимателю на праве собственности принадлежит 73,1 кв.м. нежилой площади.
ИП Кузьмина Л.Х., полагая, что постановление мэра Невельского муниципального района от 07.11.2007 N 790 нарушает ее права и законные интересы, как собственника нежилых помещений, расположенных в вышеуказанном доме, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Статьей 11 указанного Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; организация и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В силу положений статьи 7, подпунктов "б", "в" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны принять меры к ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и не допустить причинение вреда жизни и здоровью.
Распоряжением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области от 06.08.2007 N 66 главе Невельского муниципального района предписано разработать совместно с Департаментом ТЭК и ЖКХ области график демонтажа жилых домов, не подлежащих восстановлению, а также обеспечить работу комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда по признанию жилых домов аварийными и подлежащими сносу.
Судами обеих судебных инстанций установлено, что заключением межведомственной комиссии от 12.10.2007 многоквартирный жилой дом по адресу: город Невельск, улица Советская, дом 51 признан аварийным и подлежащим сносу в связи с экономической нецелесообразностью проведения восстановительных работ и невозможностью выполнения мероприятий по сеисмоусилению до уровня, соответствующего сейсмичности района 9 баллов.
Постановлением мэра Невельского муниципального района от 07.11.2007 N 790 указанное заключение межведомственной комиссии (наряду с заключениями по другим жилым домам) было утверждено. Кроме того, указанным актом постановлено вывести из эксплуатации жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, согласно прилагаемому сводному реестру. Комитету по управлению имуществом администрации Невельского муниципального района предписано исключить указанные дома из реестра муниципальной собственности.
Суды обеих судебных инстанций, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что постановление мэра Невельского муниципального района от 07.11.2007 N 790 не нарушает прав и охраняемых законом интересов индивидуального предпринимателя, поскольку принятые администрацией меры являются мерами по ликвидации последствий землетрясения, и соответствуют требованиям Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Доказательства принудительного изъятия имущества заявителя для государственных или муниципальных нужд в материалах дела отсутствуют.
Учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы индивидуальным предпринимателем по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина подлежит уплате в размере 50 руб. Государственная пошлина в сумме 1950 руб., излишне уплаченная ИП Кузьминой Л.Х. по квитанции от 25.06.2008, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.06.2006 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2008 по делу N А59-801/08-С7 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Кузьминой Людмиле Халиковне из федерального бюджета 1950 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 декабря 2008 г. N Ф03-5719/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании