Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 17 декабря 2008 г. N Ф03-5780/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 11.08.2008, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу N А51-4742/2008 42-257 Арбитражного суда Приморского края, по иску Администрации Надеждинского муниципального района к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, 3-е лицо: Департамент финансов Приморского края, о взыскании 870509 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2008 года.
Администрация Надеждинского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 870509 руб. убытков, возникших в связи с выплатой участковому уполномоченному денежных средств для приобретения квартиры.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Департамент финансов Приморского края.
Решением суда от 11.08.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, которое считает их незаконными и необоснованными.
По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии со ст. 30 ФЗ "О милиции" обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления. При этом действующее законодательство, полагает он, не предусматривает последующую компенсацию муниципальным образованиям стоимости жилого помещения из бюджета вышестоящего уровня.
Кроме того, заявитель ссылается на неподведомственность данного спора, вытекающего из межбюджетных отношений, к компетенции арбитражного суда, и на пропуск истцом срока исковой давности. А также указывает на незаконное взыскание с Минфина РФ госпошлины.
От администрации Надеждинского муниципального района поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Надеждинского районного суда Приморского края от 25.02.2005 суд обязал администрацию МО Надеждинский район предоставить участковому милиционеру Акишину В.Н. отдельную благоустроенную квартиру не ниже 54 кв.м общей площади и не ниже 36 кв.м жилой площади.
Определением от 12.04.2005 решение от 25.02.2005 изменено, суд обязал администрацию МО Надеждинский район предоставить Акишину В.Н. жилое помещение в размере не ниже 9 кв.м жилой площади на одного человека в пределах стандарта социальной нормы общей площади жилья в Приморском крае.
В связи с неисполнением решения от 25.02.2005 определением Надеждинского районного суда Приморского края от 14.09.2006 суд по заявлению Акишина В.Н. изменил порядок и способ исполнения решения по делу, и взыскал с администрации Надеждинского муниципального района в его пользу 870509 руб.
Невозмещение из федерального бюджета истцу расходов по выделению денежных средств для приобретения жилья участковому милиционеру в указанной сумме послужило основанием для обращения с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 ФЗ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, Законом РФ "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
При этом судом установлено, что на настоящий момент федеральным законодателем еще не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных Законом.
В части 2 статьи 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления могут наделаться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, и руководствуясь определением N 58-О от 15.02.2005 "По жалобе администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части 1 статьи 30 ФЗ "О милиции", суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет федерального бюджета.
Как установлено судом, в спорный период Минфин РФ не учел при формировании федеральных бюджетов отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с местными бюджетами в части финансирования расходов от предоставления жилой площади сотрудникам милиции.
В связи с тем, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен, суд сделал обоснованный вывод о том, что в силу статей 1069 и 1071 ГК РФ взыскание убытков должно производиться за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, которым дана надлежащая оценка и переоценке в силу п. 2 ст. 287 АПК РФ не подлежат.
Поскольку судом при принятии обжалуемых судебных актов в части взыскания суммы компенсации с Минфина РФ правильно применены нормы материального права к установленным обстоятельствам дела, то они отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.08.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу N А51-4742/2008 42-257 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 декабря 2008 г. N Ф03-5780/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании