Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 декабря 2008 г. N Ф03-5763/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Благовещенской таможни на решение от 10.07.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу N А04-1657/08-1874/08-19/79-19/84 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Мешкова Романа Васильевича к Благовещенской таможне, 3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Профснаб", о признании недействительными решений по корректировке таможенной стоимости.
Резолютивная часть постановления от 17 декабря 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2008 года.
Индивидуальный предприниматель Мешков Роман Васильевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявление, уточнив заявленные требования, о признании недействительными решений Благовещенской таможни (далее - таможня, таможенный орган): от 19.03.2008 по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по грузовой таможенной декларации N 10704050/211207/0008240 (далее - ГТД N 8240); от 26.03.2008 по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по грузовой таможенной декларации N 10704050/050208/00008259 (далее - ГТД N 8259); от 28.03.2008 по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по грузовой таможенной декларации N 10704050/050208/0000875 (далее - ГТД N 875) и об обязании таможни принять расчеты таможенной стоимости, заявленной декларантом по вышеуказанным ГТД.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Профснаб".
Решением суда от 10.07.2008, оставленным без изменения постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительными решений таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товаров. В остальной части отказано. Судебные акты мотивированы тем, что таможня не представила доказательств наличия условий, препятствующих применению предпринимателем первого метода определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит их отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствием выводов суда этим обстоятельствам и направить дело на новое рассмотрение. Заявителем жалобы указано на то, что декларантом не был представлен агентский договор в таможенный орган при оформлении товара, что, по мнению таможни, свидетельствует о том, что содержащиеся в них сведения могут быть недостоверными, к тому же предприниматель отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода, следовательно, у таможни имелись основания для корректировки заявленной таможенной стоимости спорного товара. Кроме того, заявитель жалобы считает, что у предпринимателя отсутствовало право на обжалование решений таможни, поскольку его права как агента по агентскому договору спорными решениями не нарушены.
В представленном отзыве на жалобу предприниматель доводы таможни отклонил и просил судебные акты оставить без изменения как соответствующие нормам таможенного законодательства.
ООО "Профснаб" отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение контракта N HLHH-353-2007-B-lll от 11.05.2007, заключенного с Хэйхэйской торгово-экономической компанией "Чинь-Юнь" (Китай), предпринимателем в январе 2008 года по спорным ГТД на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар - обувь мужская и женская. Данный товар оформлен ГТД N 8240, ГТД N 8259, ГТД N 875.
Таможенная стоимость ввезенного товара определена декларантом по первому методу определения таможенной стоимости - стоимости сделки с ввозимыми товарами. В обоснование заявленной таможенной стоимости декларантом в таможенный орган представлены - по ГТД N 8240: контракт N HLHH-353-2007-B-l 11 от 11.05.2007. дополнительное соглашение N 2 от 11.05.2007, счет-фактура N 27 от 17.12.2007, паспорт сделки N 07120027/3292/0013/2/0, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, коносамент на речные перевозки грузов N 013523 от 17.12.2007, экспортная декларация, единая счет-фактура, производственное заключение Жуаньской фабрики "Хао Юнь"; по ГТД N 8259: контракт N HLHH-353-2007-В-Ш от 11.05.2007, дополнительное соглашение от 22.09.2007 N 2, счет-фактура от 20.12.2007 N 28, паспорт сделки N 07120027/3292/0013/2/0, коносамент на речные перевозки грузов N 013450 от 20.12.2007, спецификация; по ГТД N 875: контракт N HLHH-353-2007-B-lll от 11.05.2007. дополнительное соглашение N 2 от 22.09.2007, счет-фактура N 34 от 30.01.2008, паспорт сделки N 07120027/3292/0013/2/0, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, ТТН от 30.01.2008.
Таможенный орган не принял заявленную таможенную стоимость товара и направил запросы о предоставлении дополнительных документов, обосновывающих формирование заявленной таможенной стоимости, во исполнение которых общество представило имеющиеся у него документы.
Представление дополнительных документов не повлияло на позицию таможни о несогласии с избранным декларантом методом таможенной стоимости. В результате анализа комплекта документов, представленного в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости, таможня дополнительными листами N 1 к ДТС 10704050/211207/0008240, ДТС 10704050/050208/00008259, ДТС 10704050/050208/0000875 отказала в применении выбранного декларантом метода оценки.
Поскольку предприниматель отказался определять таможенную стоимость спорных товаров методом, отличным от метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, дополнительными листами N 1 к ДТС-2 0704050/211207/0008240, ДТС-2 10704050/050208/00008259, ДТС-2 10704050/050208/0000875 таможней самостоятельно определена таможенная стоимость задекларированных по спорным ГТД товаров по резервному методу на основе метода стоимости сделки с однородными товарами. О завершении процедуры определения таможенной стоимости таможня известила предпринимателя, направив ему ДТС-2 с дополнительными листами по спорным ГТД.
Предприниматель, полагая, что таможня безосновательно посчитала неподтвержденной документально таможенную стоимость товара по первому методу, повлекшей определение ее иным методом таможенной оценки согласно названным документам, оспорил в судебном порядке корректировку таможенной стоимости, оформленную решениями в виде дополнительных листов к ДТС-2.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд обеих инстанций обоснованно указал на неправомерность определения таможенной стоимости товара по шестому резервному методу на базе третьего. При этом суды исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с последующими изменениями и дополнениями; далее - Закон N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из шести методов определения таможенной стоимости товаров, поименованных в данной норме Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) заявленная декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Пунктом 7 статьи 323 ТК РФ установлено, что в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Пунктом 2 статьи 19 Закона N 5003-1 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не может быть использован.
Исходя из смысла метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в сочетании с условием о ее документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности, данный метод не может быть применен в случаях отсутствия документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствия в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, условий поставки и оплаты, либо наличия доказательств недостоверности таких сведений, то есть, их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
В случае применения названного основания в качестве отказа от использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие какого-либо запрета, влияет на определение таможенной стоимости и размера таможенных платежей.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 N 536 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", утвержден Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 которого определены документы, необходимые для таможенного оформления в соответствии с первым методом определения таможенной стоимости, где в числе иных документов поименован счет-фактура (инвойс).
Заинтересованность в исходе возникшего спора у таможни основана на том, что непредставление предпринимателем при подтверждении таможенной стоимости товара агентского договора повлияло на возможность определения таможенной стоимости товаров.
Между тем, приводимые таможней утверждения относительно отсутствия агентского договора противоречат положениям подпункта "а" пункта 1 вышеприведенного Перечня.
Учитывая, что обстоятельства дела свидетельствуют об исполнении продавцом по упомянутому внешнеэкономическому контракту принятых обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны предпринимателя, арбитражные суды правомерно сочли, что факт отсутствия агентского договора при наличии иных обязательных документов, представленных в подтверждение заявленной предпринимателем таможенной стоимости товаров, сам по себе не свидетельствует о неподтверждении стоимости сделки либо фиктивном характере внешнеэкономических договорных отношений.
Таможенный орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, как это разъяснено пунктами 2, 3, 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров".
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 12 Закона N 5003-1 первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, то есть основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимым товаром, который в данном случае и использован декларантом.
Как установлено судами обеих инстанций, в целях документального подтверждения выбранного метода оценки таможенной стоимости товара декларантом в таможню, с учетом запроса, представлен пакет документов, достоверно подтверждающих таможенную стоимость товара. Анализ имеющихся в деле документов позволил суду сделать вывод о том, что декларантом представлены необходимые документы в подтверждение заявленной таможенной стоимости, содержащие достоверную информацию о ввезенном товаре, доказательства обратного таможенный орган не представил, а также не доказал наличие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности применения первого метода оценки таможенной стоимости ввезенного товара.
Учитывая вышеизложенное, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что у таможни отсутствовали основания для неприменения основного метода таможенной оценки.
Вместе с тем, довод таможенного органа об отсутствии у предпринимателя, как агента по агентскому договору, права на обжалование решений таможни о корректировке таможенной стоимости, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку предприниматель, действуя в возникших правоотношениях от своего имени, лично участвовал в таможенном оформлении ввозимого на свое имя товара и уплачивал таможенные платежи, в связи с чем у него имелись правовые основания, предусмотренные частью 1 статьи 198 названного Кодекса и нормами таможенного законодательства, для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения и действий таможни.
Поскольку арбитражный суд правильно установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обосновал свои выводы нормами таможенного законодательства, то у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.07.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу N А04-1657/08-1874/08-19/79-19/84 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2008 г. N Ф03-5763/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании