Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 декабря 2008 г. N Ф03-5889/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Пахомова О.В. главный специалист правового управления по доверенности от 07.11.2008 N 19, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа на решение от 28.12.2007, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу N А51-6536/2007 20-153 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю о признании незаконным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2008. Полный текст постановления изготовлен 25.12.2008.
Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (далее - Комитет) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю (далее - МИФНС России N 10, Инспекция) от 22.03.2007 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов" и обязании ФНС России внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении учредителя, изменив его на Думу Артемовского городского округа.
Определением суда от 09.11.2007 МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа заменено на МУ Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (далее - Управление).
Решением суда от 28.12.2007 в удовлетворении заявления отказано в связи с непредставлением заявителем в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, что в силу подпункта "а" п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием для отказа в государственной регистрации.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.04.2008 решение суда отменено. Признано решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 22.03.2007 по форме N Р50001 недействительным как несоответствующее ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Суд обязал МИФНС России N 10 по Приморскому краю внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении учредителя муниципального учреждения Управление муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа, изменив его на Думу Артемовского городского округа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2008 постановление от 10.04.2008 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 решение суда от 28.12.2007 оставлено без изменения.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке, определенном ст.ст. 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе Управления, которое просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права (ч. 2 ст. 124, ч. 1 ст. 125 ГК РФ, п.п. 7, 8 ст. 37, ч. 3 ст. 41, ст. 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.ч. 1, 3, 4 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Артема образован на основании постановления администрации г. Артема от 29.10.2002 N 1338 и зарегистрирован в качестве юридического лица 14.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 1042500904258 МИФНС России N 10 по Приморскому краю, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 5 N 250201001.
Решением Думы Артемовского городского округа от 20.12.2006 N 435 "О муниципальном учреждении Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа" изменена организационно-правовая форма комитета, с наделением статуса муниципального учреждения и заменен учредитель - администрация Артемовского городского округа на Думу Артемовского городского округа.
Для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц учреждение обратилось с заявлением в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 10 по Приморскому краю.
Рассмотрев представленные документы, налоговым органом установлено, что отсутствует заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, так как статус учредителя юридического лица с организационно-правовой формой "учреждение" может быть получен только тем субъектом, который изначально принимает решение об учреждении (создании) юридического лица. Смена учредителя уже созданного юридического лица (учреждения) законодательством РФ не допускается.
Вследствие чего налоговая инспекция, руководствуясь пунктом 1 статьи 23, ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица от 22 марта 2007 года.
Считая данный отказ регистрирующего органа незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
В силу п. 2 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Судом установлено, что Комитет является юридическим лицом с организационно-правовой формой "учреждение", в связи с чем ссылаясь на положения ст. 120 ГК РФ, пришел к выводу о том, что статус учредителя юридического лица с организационно-правовой формой "учреждение" может быть получен только тем субъектом, который изначально принимает решение об учреждении (создании) юридического лица, а именно муниципальным образованием в лице администрации г. Артема,. При этом смена данного учредителя законодательством не предусмотрена.
Суд также установил, что в ст. 22 Устава Артемовского городского округа, зарегистрированного Главным управлением Министерства юстиции РФ по Дальневосточному федеральному округу от 20.06.2006, определены полномочия Думы Артемовского городского округа, в соответствии с которым не предусмотрена возможность последней как представительного органа быть учредителем при создании муниципального учреждения.
С учетом вышеизложенного, суд, руководствуясь ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", признал решение Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении учредителя правомерными, не противоречащими пп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Поэтому несостоятельна ссылка заявителя жалобы на неправильное применение судом положений ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также требований ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Иные доводы кассационной жалобы правового значения для дела не имеют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.12.2007, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2008 по делу N А51-6536/2007 20-153 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 декабря 2008 г. N Ф03-5889/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании