Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 января 2009 г. N Ф03-5542/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Гончарова О.Г. - ведущий юрисконсульт по доверенности N 7/60 от 01.02.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобуМинистерства финансов Российской Федерации на решение от 24.06.2008, постановление от 29.08.2008 Шестого арбитражного апелляционного суда по делу N А73-1307/2007-51 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края, Хабаровскому муниципальному району в лице Финансового управления администрации Хабаровского муниципального района, третье лицо: Комитет социальной защиты администрации Хабаровского района, о взыскании 654609 руб.32 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 14 января 2009 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Минфина РФ, Управлению Федерального казначейства РФ, Хабаровскому муниципальному району в лице Финансового управления администрации Хабаровского района, Хабаровскому краю в лице Минфина Хабаровского края о взыскании 654609 руб.32 коп. расходов, понесенных истцом в результате предоставления в 2005 году гражданам льгот по оплате тепловой энергии в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации".
В порядке статьи 48 АПК РФ арбитражный суд произвел замену истца на его правопреемника - открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК").
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет социальной защиты администрации Хабаровского района.
Решением от 06.07.2007 в удовлетворении иска отказано по мотиву недоказанности заявленных требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.11.2007 решение от 06.07.2007 отменено в связи с неисследованием арбитражным судом значимых для дела обстоятельств, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 24.06.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008, иск удовлетворен частично: за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "ДГК" взыскано 535965руб.89 коп. со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", выделялись не в полном объеме. В остальной части требований отказано за недоказанностью размера убытков.
Законность указанных судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой заявитель просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о недоказанности убытков в размере 431467 руб. 98коп., а также о надлежащем исполнении Российской Федерацией обязательств по реализации полномочий, связанных с возмещением расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг льготной категории граждан. По мнению Минфина РФ, арбитражные суды неправильно применили статьи 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пункт 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель ОАО "ДГК" возражал против доводов кассационной жалобы и просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив законность решения от 24.06.2008 и постановления апелляционного суда от 29.08.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, истец в 2005 году предоставлял льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг - тепловой энергии отдельной категории граждан, имеющим право на их получение согласно ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти расходов по предоставлению льгот заявлены настоящие исковые требования на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50% по оплате коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда).
Согласно статье 28.2 названного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по представлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшение жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. При этом средства на реализацию полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесены вопросы, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, реализация мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг, в частности, потребленной ими тепловой энергии, осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций, зачисляемых в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации, и, следовательно, финансирование рассматриваемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг относится к расходным полномочиям Российской Федерации.
Так, ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами, в том числе и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В 2005 году в бюджет Хабаровского края из Федерального фонда компенсаций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в установленном законом порядке зачислены субвенции в размере 485227000 руб. Данный факт сторонами не оспаривается и доказательства нецелевого использования средств федерального бюджета в деле отсутствуют.
Между тем арбитражными судами установлено, что указанных субвенций из федерального бюджета недостаточно для возмещения расходов по предоставленным в 2005 году льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В связи с этим ссылки в кассационной жалобе о надлежащем исполнении Российской Федерацией своих расходных обязательств, а также о неправильном применении арбитражными судами норм материального права, несостоятельны.
Факт понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в 2005 году льгот по оплате тепловой энергии и их размер установлены арбитражными судами при исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, которым судебными инстанциями дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Поскольку уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации в спорный период лишь частично обеспечили реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", арбитражные суды правомерно на основании статей 16, 1069 ГК РФ удовлетворили иск в сумме 535965 руб. 89 коп.
Как правильно указано апелляционным судом в постановлении от 29.08.2008, Минфин РФ вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представил суду доказательств перечисления в 2005 году в бюджет Хабаровского края субвенций, достаточных для реализации в полном объеме государственных полномочий по исполнению названного федерального закона.
Доводы заявителя кассационной жалобы о недоказанности истцом расходов в размере 431467 руб. 98 коп. опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе актами сверки количества льготников и начисленных сумм льгот, составленные с участием Комитета социальной защиты населения Хабаровского района и ООО "Программы учета", которые получили соответствующую статье 71 АПК РФ оценку судов. Основания для иной оценки данных доказательств в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют. Отказ во взыскании 118643 руб.48 коп. также соответствует нормам материального права, статье 65 АПК РФ, и в кассационной жалобе не оспаривается.
Таким образом, решение от 24.06.2008 и постановление от 29.08.2008, соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, и приняты с правильным применением норм материального права, подлежащих применению. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, арбитражными судами не допущено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу N А73-1307/2007-51 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 24 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесены вопросы, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, реализация мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг, в частности, потребленной ими тепловой энергии, осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций, зачисляемых в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации, и, следовательно, финансирование рассматриваемых льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг относится к расходным полномочиям Российской Федерации.
Так, ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" предусмотрено выделение бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, установленных федеральными законами, в том числе и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
...
Поскольку уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации в спорный период лишь частично обеспечили реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", арбитражные суды правомерно на основании статей 16, 1069 ГК РФ удовлетворили иск в сумме 535965 руб. 89 коп.
...
Решение от 24.06.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2008 по делу N А73-1307/2007-51 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 января 2009 г. N Ф03-5542/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании