Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области: Подшивалов А.В., заместитель председателя по доверенности б/н от 01.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Сахалинской области на решение от 31.10.2008 по делу N А59-2787/08-С19 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании недействующим пункта 1 распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа "Александровск-Сахалинский район" от 30.11.2007 N 52 "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО "Водоканал".
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2009. Полный текст постановления изготовлен 12.01.2009.
Региональная энергетическая комиссия (далее - РЭК) Сахалинской области обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействующим пункта 1 распоряжения Комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа "Александровск-Сахалинский район" (далее - Комитет) от 30.11.2007 N 52 "Об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для потребителей ООО "Водоканал".
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый пункт указанного распоряжения принят с нарушением Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210") в связи с превышением Комитетом при установлении тарифов на оказываемые ООО "Водоканал" услуги водоснабжения и водоотведения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов, утвержденного постановлением РЭК Сахалинской области от 09.06.2007 N 4-И, на услуги организаций коммунального комплекса для муниципального образования "городской округ Александровск-Сахалинский".
К участию в деле привлечено ООО "Водоканал".
Решением от 31.10.2008 в удовлетворении заявления отказано в связи с пропуском заявителем установленного Федеральным законом N 210 срока для оспаривания решения органа регулирования муниципального образования.
РЭК Сахалинской области, не соглашаясь с судебным решением, в кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением Постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 468, не подлежащего, по мнению заявителя, применению к возникшим правоотношениям, и с нарушением Федерального закона N 210 в связи с ошибочным выводом суда о том, что пунктом 4 части 3 статьи 17 указанного Закона установлен срок для обращения в суд для оспаривания правового акта.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель РЭК Сахалинской области поддержал доводы кассационной жалобы и просил ее удовлетворить.
Представители других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 31.10.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не установил.
Как следует из материалов дела, 30.11.2007 Комитетом издано распоряжение N 52, которым для потребителей услуг, оказываемых ООО "Водоканал", установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение в размерах, указанных в пункте 1 распоряжения.
По результатам проведенной РЭК Сахалинской области в период с 01.02.2008 по 26.02.2008 проверки обоснованности указанных тарифов заявителем 27.02.2008 выдано предписание N 197 о досрочном их пересмотре Комитетом как установленных с превышением предельного индекса максимально возможного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2008 год, предусмотренного законодательством в сфере их регулирования.
Данное предписание Комитет на исполнил, в связи с чем РЭК Сахалинской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ государственные и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлением о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 17 Федерального закона N 210 орган регулирования субъекта Российской Федерации вправе выдавать предписания органу регулирования муниципального образования о досрочном пересмотре установленных им в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их на уровне выше максимальных и (или) ниже минимальных индексов, установленных органом регулирования субъекта Российской Федерации. В случае неисполнения указанного предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
При рассмотрении заявления арбитражным судом установлено, что заявление РЭК Сахалинской области об оспаривании пункта 1 распоряжения Комитета от 30.11.2007 N 52 подано в суд 05.08.2008, то есть по истечении указанного сорокапятидневного срока, в течение которого данный регулирующий орган вправе был обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Таким образом, установив, что РЭК Сахалинской области подало заявление по истечении процессуального срока, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 17 Федерального закона N 210, и в связи с отсутствием ходатайства заявителя о его восстановлении, суд первой инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении заявления о признании оспариваемых положений распоряжения Комитета недействующими.
Доводы РЭК Сахалинской области о том, что установленный указанным Законом срок предусмотрен для исполнения предписания, основаны на неправильном толкования пункта 4 части 3 статьи 17 Федерального закона N 210 и не соответствуют пункту 23 Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 468, правильно примененных судом при рассмотрении дела.
С учетом изложенного решение от 31.10.2008 соответствует обстоятельствам, установленным судом, нарушений норм материального и процессуального права им не допущено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.10.2008 по делу N А59-2787/08-С19 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Таким образом, установив, что РЭК Сахалинской области подало заявление по истечении процессуального срока, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 17 Федерального закона N 210, и в связи с отсутствием ходатайства заявителя о его восстановлении, суд первой инстанции правомерно отказал ему в удовлетворении заявления о признании оспариваемых положений распоряжения Комитета недействующими.
Доводы РЭК Сахалинской области о том, что установленный указанным Законом срок предусмотрен для исполнения предписания, основаны на неправильном толкования пункта 4 части 3 статьи 17 Федерального закона N 210 и не соответствуют пункту 23 Правил осуществления государственного контроля в области регулирования тарифов и надбавок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 468, правильно примененных судом при рассмотрении дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 января 2009 г. N Ф03-5800/2008 "Пропуск срока для оспаривания решения органа регулирования муниципального образования, установленный Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", явился основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-сентябрь 2009, N 3-4
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании