Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 января 2009 г. N Ф03-6217/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя К.С. на решение от 29.09.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008 по делу N А04-6898/2008 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя К.С. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 000403/2008 от 03.09.2008.
Резолютивная часть постановления от 14 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 15 января 2009 года.
Индивидуальный предприниматель К.С. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция, налоговый орган) по делу об административном правонарушении N 000403/2008 от 03.09.2008.
Решением суда от 29.09.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.11.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как не соответствующие нормам материального права, и предлагает принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, в его действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения, поскольку погодные условия в г. Благовещенске, а именно: температура воздуха ниже -20 С и влажность воздуха выше 80%, не позволяют применять контрольно-кассовую технику.
Инспекцией отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей для участия в судебном заседании кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым органом на основании поручения от 19.08.2008 N 011094 проведена проверка принадлежащего предпринимателю торгового павильона N 4, расположенного на территории торгового центра "Центральный" по адресу: г. Благовещенск, ул. Красноармейская, д. 145, на предмет выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В ходе проверки инспекцией выявлено, что при реализации шапки меховой "Буратино" в количестве 1 шт. по цене 5300 руб. наличные денежные расчеты осуществлялись без применения контрольно-кассовой техники. Результаты проверки зафиксированы актом N 002756 от 19.08.2008 и протоколом об административном правонарушении N 000396/2008 от 21.08.2008.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией 03.09.2008 вынесено постановление N 000403/2008 о признании предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 3000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
Арбитражный суд обеих инстанций, исходя из обстоятельств возникшего спора, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику.
Часть 3 статьи 2 этого же Закона предусматривает для организаций и предпринимателей в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения осуществление денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при торговле на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.
Исходя из смысла названной нормы Закона следует, что осуществление торговли на рынках, в магазинах, павильонах, киосках, палатках, помещениях контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от обязанности применять при наличных денежных расчетах контрольно-кассовую технику.
Материалами дела установлено, что факт неприменения предпринимателем контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в торговом павильоне подтвержден актом проверки N 002756, объяснительными продавца Камышовой Л.М. от 19.08.2008 и предпринимателя от 19.08.2008, протоколом об административном правонарушении N 000396/2008, актом о проверке наличных денежных средств кассы N 002756, что не оспорено предпринимателем.
Исходя из установленных обстоятельств по делу относительно конструктивной особенности торгового места, суды обеих инстанций, руководствуясь вышеназванными положениями Федерального закона N 54-ФЗ, пришли к правильному выводу о том, что предприниматель обязан применять контрольно-кассовую машину.
Доводы жалобы о наличии объективных причин, позволяющих предпринимателю не применять контрольно-кассовую машину при осуществлении предпринимательской деятельности, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклонены.
Поскольку право на осуществление торговли без применения контрольно-кассовых машин поставлено законодателем в зависимость от места осуществления торговли, его обустроенности и способа реализации товара, учитывая конструкцию торгового места предпринимателя, расположенного на территории торгового центра и отвечающего понятию обособленного помещения, обеспечивающего показ и сохранность товара, а закон не содержит изъятий по приводимым заявителем жалобы основаниям для неприменения контрольно-кассовой машины, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованном привлечении инспекцией предпринимателя к административной ответственности за осуществление наличных денежных расчетов с клиентами без применения контрольно-кассовой техники.
Выводы судов обеих инстанций основаны на всестороннем, полном, объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Проверка доводов жалобы показала, что фактически они направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций, тогда как заявителем не приведено мотивов, в чем заключается неправильное применение судом норм действующего законодательства. Поэтому утверждения предпринимателя отклоняются судом кассационной инстанции, полномочия которой предусмотрены статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 29.09.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2008 по делу N А04-6898/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 3 статьи 2 этого же Закона предусматривает для организаций и предпринимателей в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения осуществление денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при торговле на рынках, ярмарках, выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.
Исходя из смысла названной нормы Закона следует, что осуществление торговли на рынках, в магазинах, павильонах, киосках, палатках, помещениях контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах, не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от обязанности применять при наличных денежных расчетах контрольно-кассовую технику."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 января 2009 г. N Ф03-6217/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании