Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 января 2009 г. N Ф03-6228/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: администрации г. Владивостока - Федосенко В.М., представитель по доверенности N 1-3/69 от 12.01.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" на решение от 10.07.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу N А51-2272/2008 27-54 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению администрации г. Владивостока к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Первомайскому району Владивостокского городского округа, 3-и лица: ОАО "Дальэнерго", ОАО "Дальневосточная энергетическая компания", о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 года.
Администрация г. Владивостока (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Первомайскому району Владивостокского городского округа (далее - судебный пристав-исполнитель), выразившихся в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства N 1/18295/15/76/2006 от 08.11.2006.
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО "Дальэнерго", ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (правопреемник ОАО "Дальэнерго", далее - ОАО "ДЭК").
Решением суда от 10.07.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008, заявленные требования удовлетворены: оспариваемые действия судебного пристава-исполнителя признаны незаконными как несоответствующие положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе ОАО "ДЭК", которое просит их отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных администрацией требований. Заявитель жалобы полагает, что установленный законодателем порядок исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с бюджетов бюджетной системы не исключает исполнение такого документа службой судебных приставов; кроме того, считает ошибочным вывод суда о нарушении судебным приставом-исполнителем положений БК РФ и Закона об исполнительном производстве, поскольку никаких исполнительных действий по принудительному взысканию денежных средств с должника в рамках возбужденного исполнительного производства не производилось, к тому же исполнительное производство окончено без исполнения по заявлению взыскателя.
Администрация в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили жалобу оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
ОАО "ДЭК", судебный пристав-исполнитель, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы, участие своих представителей в судебном заседании кассационной инстанции не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителя администрации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 13.09.2002 по делу N А51-10843/2002 27-372 с администрации г. Владивостока в пользу ОАО "Дальэнерго" взыскано 643850,48 руб. основного долга. 29.10.2002 на основании названного решения выдан исполнительный лист N 001751, поступивший на исполнение судебному приставу-исполнителю, который постановлением от 08.11.2006 возбудил исполнительное производство N 1/18295/15/76/2006 о взыскании с должника в пользу взыскателя долга в указанной сумме. Копия данного постановления поступила в администрацию г. Владивостока 27.02.2008. По заявлению взыскателя о возвращении исполнительного документа исполнительный лист возвращен последнему без исполнения, в связи с чем 09.11.2006 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства N 1/18295/15/76/2006. ОАО "ДЭК" - в настоящее время правопреемник взыскателя, 19.11.2007 направило исполнительный лист N 001751 в администрацию г. Владивостока.
Полагая, что действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о возбуждении исполнительного производства незаконны, администрация оспорила их в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона об исполнительном производстве, пунктом 3 статьи 239 и пунктом 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с бюджетным законодательством.
В силу положений пунктов 2, 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Нормами статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на бюджетные средства по, денежным обязательствам бюджетных учреждений, может быть принят судебным приставом к исполнению только лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств соответствующего бюджета в течение установленного трехмесячного срока.
Поскольку требования указанных норм не были соблюдены, вывод суда о незаконности действий судебного пристава-исполнителя, выразившихся в вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства и нарушении прав и законных интересов администрации, является правильным.
Довод заявителя жалобы о том, что постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не нарушены права и законные интересы администрации, судом кассационной инстанции отклоняется как необоснованный, поскольку сам факт вынесения незаконного постановления о возбуждении исполнительного производства нарушает установленный законом порядок исполнения судебного акта, способ взыскания задолженности, а, следовательно, законные права и интересы должника; кроме того, предъявление исполнительного документа к исполнению прерывает течение трехлетнего срока давности исполнения указанного документа, что также нарушает права должника.
В связи с изложенным обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 10.07.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2008 по делу N А51-2272/2008 27-54 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений пунктов 2, 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
Нормами статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ определены полномочия органов Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный лист, предусматривающий обращение взыскания на бюджетные средства по, денежным обязательствам бюджетных учреждений, может быть принят судебным приставом к исполнению только лишь в случае, если исполнение решения суда не было произведено за счет средств соответствующего бюджета в течение установленного трехмесячного срока."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 января 2009 г. N Ф03-6228/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании