Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 января 2009 г. N Ф03-6053/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ФГУП "С" - Куплевацкая Т.А., юрисконсульт по доверенности от 01.11.2008 N 29/юр/27, от МИФНС России N 6 по Хабаровскому краю - Кисловский Е.А., специалист 1 разряда юридического отдела по доверенности от 30.12.2008 N 04-12/31467, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю на решение от 07.07.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А73-3740/2008-92 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "С" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю о признании незаконными действий.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 января 2009 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "С" (далее - предприятие; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Хабаровскому краю (далее - инспекция; налоговый орган) по выставлению требования от 24.01.2008 N 1779/1 и взысканию пеней в размере 842000 руб. по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в бесспорном порядке.
Решением суда от 07.07.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008, заявление удовлетворено в полном объеме. Действия инспекции, как несоответствующие Налоговому кодексу РФ (далее - НК РФ) и Постановлению Правительства РФ от 18.04.2002 N 251 "О порядке списания задолженности, возникшей в связи с несвоевременной оплатой головным исполнителям работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов, по пеням, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и во внебюджетные фонды" (далее - Постановление Правительства РФ N 251), признаны незаконными.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, судом неправильно применены нормы материального права, в частности Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление Правительства РФ N 1002). Налоговый орган ссылается на отмену решения о реструктуризации задолженности, в которую вошла спорная сумма пеней, по причине нарушения предприятием графика платежей, и восстановление данной суммы к уплате в соответствии с требованиями налогового законодательства. Кроме того, инспекция указывает на отсутствие у налоговых органов права на списание задолженности по пеням в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 251.
Управление отзыв на кассационную жалобу не направило, его представитель в судебном заседании кассационной инстанции против отмены принятых по делу судебных актов возражала, считая их законными и обоснованными.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Как установлено судом, основанием для выставления требования от 24.01.2008 N 1779/1 об уплате пеней в сумме 842000 руб. явилась отмена налоговым органом уточненного решения от 21.02.2003 N 19-Р-УТ о реструктуризации в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1002 задолженности предприятия, в том числе спорной суммы пеней. Неисполнение налогоплательщиком указанного выше требования, повлекло принятие инспекцией 14.02.2008 решения N 316 о взыскании в соответствии со статьей 46 НК РФ пеней в названной выше сумме за счет денежных средств на счетах предприятия в банках.
Проверяя указанные действия инспекции по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "С", суд признал их несоответствующими нормам Налогового кодекса РФ и Постановлениям Правительства РФ NN 1002, 251. При этом суд исходил из того, что налоговым органом не доказано наличие у предприятия (по структурным подразделениям УПП-3, 886 УНР, 9830 УПП) на момент выставления требования об уплате пеней от 24.01.2008 задолженности в сумме 842000 руб., а также правовые основания ее взыскания.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по заявлениям предприятия от 22.10.2001 и от 23.11.2001 в соответствии Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, утвердившего Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, принято решение (т. 1 л.д. 22-24) от 23.11.2001 N 19-р о предоставлении предприятию права на реструктуризацию задолженности, в том числе по пеням, начисленным за несвоевременную уплату НДС, в сумме 105474000 руб.
Судом установлено, что предприятие включено в реестры головных исполнителей и исполнителей работ по государственному оборонному заказу 1994-1999 годов (т. 1 л.д. 135, т. 2 л.д. 27). С указанных исполнителей в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 251 подлежит списанию задолженность по пеням, возникшая в связи с несвоевременной оплатой работ по государственному оборонному заказу, начисленным на 1 января 2002 года на просроченные налоговые платежи, зачисляемые в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Во исполнение вышеназванного Постановления инспекцией на основании решения от 05.11.2002 N 12-10/4961 произведено списание задолженности по пеням, в том числе по НДС, в сумме 104632220,65 руб., возникшей до 01.01.2002. Решения о списании пеней в сумме 841779,35 руб. (105474000 - 104632220,65) налоговый орган не принимал, мотивируя причины отказа отсутствием отдельных структурных подразделений управления в реестрах головных исполнителей (исполнителей) государственного оборонного заказа.
Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, последним 21.02.2003, без соответствующего заявления налогоплательщика, вынесено уточненное решение N 19-Р-УТ (т. 1 л.д. 62-65) о реструктуризации задолженности по пеням, образовавшейся в 2002 году, в том числе в сумме 842000 руб., не списанной по Постановлению Правительства РФ N 251. Неисполнение графика платежей по данному решению повлекло принятие инспекцией 15.01.2008 решения N 10-14/38 о прекращении права на реструктуризацию задолженности и выставление спорного требования об уплате пеней.
При проверке обоснованности предъявления к уплате указанной суммы пеней судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела заявления на реструктуризацию, решение от 23.11.2001 N 19-р, уточненное решение от 21.02.2003 N 19-Р-УТ о реструктуризации задолженности и приложения к ним, графики погашения задолженности, реестры головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, лицевые счета организации и другие документы, пришли к выводу о недоказанности наличия задолженности в спорной сумме по указанным выше структурным подразделениям управления, а также - оснований для взыскания пеней без учета положений Постановления Правительства РФ N 251. Вывод суда в данной части подтвержден материалами дела и не опровергнут налоговым органом.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в соответствии со статьей 286 АПК РФ выходит за пределы полномочий кассационной инстанции.
Оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции, применивших нормы материального права соответственно установленным по делу обстоятельствам, у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.07.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А73-3740/2008-92 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судом и не оспаривается налоговым органом, последним 21.02.2003, без соответствующего заявления налогоплательщика, вынесено уточненное решение N 19-Р-УТ (т. 1 л.д. 62-65) о реструктуризации задолженности по пеням, образовавшейся в 2002 году, в том числе в сумме 842000 руб., не списанной по Постановлению Правительства РФ N 251. Неисполнение графика платежей по данному решению повлекло принятие инспекцией 15.01.2008 решения N 10-14/38 о прекращении права на реструктуризацию задолженности и выставление спорного требования об уплате пеней.
При проверке обоснованности предъявления к уплате указанной суммы пеней судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела заявления на реструктуризацию, решение от 23.11.2001 N 19-р, уточненное решение от 21.02.2003 N 19-Р-УТ о реструктуризации задолженности и приложения к ним, графики погашения задолженности, реестры головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, лицевые счета организации и другие документы, пришли к выводу о недоказанности наличия задолженности в спорной сумме по указанным выше структурным подразделениям управления, а также - оснований для взыскания пеней без учета положений Постановления Правительства РФ N 251. Вывод суда в данной части подтвержден материалами дела и не опровергнут налоговым органом."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 января 2009 г. N Ф03-6053/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании