Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 февраля 2009 г. N Ф03-173/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю на решение от 30.09.2008 по делу N А73-9942/2008-45 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю к Администрации сельского поселения "С" муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о взыскании 1370,48 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 04.02.2009. Полный текст постановления изготовлен 05.02.2009.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Хабаровскому краю; инспекция; налоговый орган; заявитель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с администрации сельского поселения "С" муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края (далее - администрация) 1370,48 руб., составляющих задолженность по начисленным пеням по единому социальному налогу (далее - ЕСН).
Решением суда от 30.09.2008 в удовлетворении заявленных требований налоговому органу отказано по мотиву несоблюдения последним пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при составлении требования N 15490 по состоянию на 11.02.2008.
В арбитражном апелляционном суде дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Межрайонная ИФНС России N 2 по Хабаровскому краю подала кассационную жалобу, в которой просит решение суда от 30.09.2008 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование инспекция ссылается на нарушение арбитражным судом положений части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выразившиеся в неполном исследовании имеющихся в деле доказательств, неправомерном применении пункта 4 статьи 69 НК РФ. Кроме того, налоговый орган полагает, что в нарушение статьи 66 АПК РФ судом не истребованы дополнительные доказательства, необходимые суду для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает также на то, что решение суда противоречит статье 44 НК РФ, поскольку такого основания прекращения обязанности по уплате налога как нарушение налоговым органом правил составления и оформления требования, указанная норма права не содержит.
Межрайонной ИФНС России N 2 по Хабаровскому краю и администрацией заявлены ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие их представителей.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, налоговым органом начислены пени в сумме 1430,83 руб. за несвоевременную уплату администрацией единого социального налога по срокам уплаты 01.10.2007, 01.12.2007, 01.02.2008 и направлено требование N 15490 от 11.02.2008 об уплате пени в добровольном порядке в срок до 26.02.2008. Поскольку требование об уплате пени администрацией не было исполнено, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании пени в сумме 1370,48 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления налогового органа, суд исходил из того, что требование N 15490 от 11.02.2008 не содержит необходимых сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 69 НК РФ: не указана сумма налога, несвоевременно уплаченная в бюджет, в связи с чем, невозможно проверить расчет начисленных пеней. Представленные налоговым органом расчеты пеней не приняты судом, так как в расчетах также не указана сумма налога и срок фактической уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ с учетом пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" требование об уплате налога (пени) должно содержать, в том числе, сведения о размере недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Таким образом, налоговый орган обязан указывать в требовании об уплате пени сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 69 НК РФ. Их отсутствие является существенным нарушением прав налогоплательщика, поскольку налогоплательщик не может установить период, за который начислены пени и размер пени.
При таких обстоятельствах вывод суда о недоказанности размера пеней в связи с неуказанием в требовании об уплате пени обязательных сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 69 НК РФ, правомерен.
Довод налогового органа о том, что судом не приняты во внимание представленные налоговым органом расчеты пени, в которых содержатся сведения о размере недоимки, на которую начислена пеня, дате возникновения недоимки, периоде исчисления пени, ставки рефинансирования ЦБ РФ был исследован судом первой инстанции и его вывод о невозможности проверить сумму пени по указанным расчетом соответствует материалам дела. Представленные налоговым органом с кассационной жалобой распечатки налогового расчета по единому социальному налогу, пояснения к программному расчету пени не опровергают вывод суда о недоказанности суммы пени, предъявленной ко взысканию.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.09.2008 по делу N А73-9942/2008-45 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
По мнению налогового органа, такого основания прекращения обязанности по уплате налога, как нарушение налоговым органом правил составления и оформления требования об уплате налога, налоговое законодательство не содержит.
Суд сделал вывод о том, что допущенные инспекцией нарушения в оформлении требования об уплате налога являются основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении заявленных в судебном порядке требований о взыскании с налогоплательщика суммы недоимки.
Суд установил, что инспекция выставила в адрес учреждения требование об уплате пени по ЕСН в добровольном порядке. Поскольку указанное требование учреждением не было исполнено, налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании пени.
Суд указал, что спорное требование не содержит необходимых сведений, предусмотренных п.4 ст. 69 НК РФ: не указана сумма налога, несвоевременно уплаченная в бюджет, в связи с чем невозможно проверить расчет начисленных пеней.
Налоговый орган обязан указывать в требовании об уплате пени сведения, предусмотренные вышеуказанной нормой. Их отсутствие является существенным нарушением прав налогоплательщика, поскольку налогоплательщик не может установить период, за который начислены пени и размер пени.
Суд поддержал позицию учреждения, решение суда оставил без изменения, жалобу инспекции - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 февраля 2009 г. N Ф03-173/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании