Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 февраля 2009 г. N Ф03-338/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Краевого государственного учреждения "Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" - Попелюк О.А., представитель по доверенности от 08.12.2008, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Краевого государственного учреждения "Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" на решение от 20.11.2008 по делу N А73-12252/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Краевого государственного учреждения "Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" к Управлению административно-технического контроля администрации г. Хабаровска, Административной комиссии администрации г. Хабаровска о признании незаконными и отмене постановлений.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2009 года.
Краевое государственное учреждение "Служба заказчика топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края" (далее - учреждение; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению административно-технического контроля администрации г. Хабаровска, Административной комиссии администрации г. Хабаровска (далее - административная комиссия), с учетом уточнения, о признании незаконными и отмене постановлений от 06.05.2008 N 1477, от 04.07.2008 N 2127, от 01.08.2008 N 2551, которыми учреждение привлечено к административной ответственности по статье 3.11 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее - КоАП Хабаровского края).
Решением суда от 20.11.2008 заявление учреждения удовлетворено частично, постановление административной комиссии от 01.08.2008 N2551 признано незаконным и отменено; в части требований о признании незаконными и отмене постановлений от 16.05.2008 N 1477 и от 04.07.2008 N 2127 отказано по мотиву пропуска срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявления, учреждение подало кассационную жалобу, поддержанную его представителем в судебном заседании кассационной инстанции, в которой просит данный судебный акт отменить и дело направить на новое рассмотрение. Заявитель жалобы полагает, что постановления от 16.05.2008 N 1477 и от 04.07.2008 N 2127, независимо от срока их обжалования, незаконны и не влекут каких-либо правовых последствий, поскольку приняты административной комиссией с превышением полномочий. Учреждение считает необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд, а также ссылается на то, что возбуждение исполнительных производств и взыскание штрафов по оспариваемым постановлениям привело к неправомерному расходованию бюджетных средств.
Управление административно-технического контроля администрации г. Хабаровска и Административная комиссия администрации г. Хабаровска надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание кассационной инстанций не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ применение судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.
Как видно из материалов дела, 08.05.2008 при объезде территории города Хабаровска главным специалистом Управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска выявлено нарушение действующих на территории города Хабаровска Правил производства земляных работ, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2002 N 293, выразившееся в том, что по улице Автобусная - улица Ульяновская учреждением проводились земляные работы по строительству газопровода по ордеру N 121 от 22.06.2007, срок действия которого истек 01.05.2008, при этом график на продление нарушенного благоустройства не представлен, ордер не продлен.
12.05.2008 в отношении заявителя составлен протокол N 1246 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.6 КоАП Хабаровского края - нарушение правил подготовки и проведения земляных работ. 16.05.2008 постановлением административной комиссии N 1477 учреждение привлечено к административной ответственности по названной выше статье КоАП Хабаровского края в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
25.06.2008 заявителю выдано предписание N 0118 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.06.2008. Поскольку в установленный срок требования предписания не были исполнены, административной комиссией 02.07.2008 составлен протокол N 1235 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 КоАП Хабаровского края - невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, и 04.07.2008 принято постановление N 2127 о привлечении заявителя к административной ответственности по указанной статье Кодекса и назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 15000 руб.
Не согласившись с постановлениями административной комиссии от 16.05.2008 N 1477 и от 04.07.2008 N 2127, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанных постановлений незаконными и отмене, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока на их обжалование.
Отказывая заявителю в удовлетворении ходатайства и, соответственно, его требований в данной части, суд исходил из того, что срок на обжалование оспариваемых постановлений пропущен исключительно по вине учреждения, а указанные последним причины его пропуска не являются уважительными.
Частью 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что процессуальные действия совершаются в сроки, установленные названным Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, когда процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ и части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии решения лицом, привлеченным к административной ответственности. При этом в случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса РФ восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд. в котором должно быть совершено процессуальное действие (часть 3 статьи 117 Кодекса).
Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования постановления о привлечении к административной ответственности является уважительность причины его пропуска. При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин в тех или иных случаях законодатель не установил, в связи с чем данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом обстоятельств дела.
Как установлено судом, постановления от 16.05.2008 N 1477 и от 04.07.2008 N 2127 были получены учреждением 22.05.2008 и 10.07.2008, соответственно, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении и заявителем жалобы не опровергнуто. Десятидневный срок, предусмотренный частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ, истек, соответственно, 05.06.2008 и 24.07.2008.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что заявление о признании незаконными и отмене названных выше постановлений направлено в арбитражный суд только 27.10.2008, то есть с пропуском срока.
Ссылки заявителя на обращение 27.08.2008 в прокуратуру г. Хабаровска с жалобой на незаконные действия администрации по взиманию платы за выдачу земельных ордеров не приняты судом, учитывая, что учреждению, как следует из текста постановлений от 16.05.2008 N 1477 и от 04.07.2008 N 2127, были разъяснены порядок и сроки обжалования данных постановлений в суд - в течение 10 дней со дня их вручения.
Таким образом, установив, что процессуальный срок на обжалование постановлений был пропущен заявителем не в силу исключительных и непреодолимых обстоятельств, а только по вине последнего, и причины такого пропуска срока не являются уважительными, суд отказал в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
Доводы заявителя жалобы о незаконности обжалуемых постановлений и необоснованном привлечении его к административной ответственности подлежат отклонению, поскольку пропуск срока на подачу заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Кроме того, заявитель не лишен права на обращение в арбитражный суд с иным материально-правовым требованием.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, и отмены решения суда в обжалуемой части у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.11.2008 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12252/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, 08.05.2008 при объезде территории города Хабаровска главным специалистом Управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска выявлено нарушение действующих на территории города Хабаровска Правил производства земляных работ, утвержденных решением Хабаровской городской Думы от 17.12.2002 N 293, выразившееся в том, что по улице Автобусная - улица Ульяновская учреждением проводились земляные работы по строительству газопровода по ордеру N 121 от 22.06.2007, срок действия которого истек 01.05.2008, при этом график на продление нарушенного благоустройства не представлен, ордер не продлен.
12.05.2008 в отношении заявителя составлен протокол N 1246 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.6 КоАП Хабаровского края - нарушение правил подготовки и проведения земляных работ. 16.05.2008 постановлением административной комиссии N 1477 учреждение привлечено к административной ответственности по названной выше статье КоАП Хабаровского края в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб.
25.06.2008 заявителю выдано предписание N 0118 об устранении выявленных нарушений в срок до 30.06.2008. Поскольку в установленный срок требования предписания не были исполнены, административной комиссией 02.07.2008 составлен протокол N 1235 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 КоАП Хабаровского края - невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, и 04.07.2008 принято постановление N 2127 о привлечении заявителя к административной ответственности по указанной статье Кодекса и назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 15000 руб.
...
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ и части 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии решения лицом, привлеченным к административной ответственности. При этом в случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 февраля 2009 г. N Ф03-338/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании