Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 февраля 2009 г. N Ф03-384/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Калачева А.С. - представитель по доверенности от 17.07.2009 N 16, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области на решение от 03.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А59-1265/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в г. Южно-Сахалинске, Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда по Сахалинской области к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании 725468 руб. 99 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2009. Полный текст постановления изготовлен 26.02.2009.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Южно-Сахалинске (далее - ГУ УПФ РФ в г. Ю-Сахалинске), Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда по Сахалинской области (далее - ГУ ОПФ РФ по Сахалинской области) обратились в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании 725468 руб. расходов, понесенных истцами в связи с исполнением решений суда о компенсации стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно неработающим пенсионерам, использовавшим свое право до 01.01.2005.
До принятия решения истцы в порядке ст. 49 АПК РФ уточнили исковые требования и просили взыскать с казны РФ в пользу ГУ УПФ РФ в г. Ю-Сахалинске расходы в сумме 284207 руб. 35 коп. и 15438 руб. 96 коп. государственной пошлины, а в пользу ГУ ОПФ РФ по Сахалинской области расходы в сумме 397788 руб. 45 коп. и 43373 руб. 19 коп. государственной пошлины.
Решением от 03.09.2008, по существу оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2008, с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ГУ ОПФ РФ по Сахалинской области взыскано 397788 руб. 45 коп., в пользу ГУ УПФ РФ по г. Южно-Сахалинску взыскано 268868 руб. 39 коп. В остальной части иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что из федерального бюджета в бюджеты субъекта РФ и Пенсионного фонда РФ и денежные средства на реализацию Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в 2007 году не выделялись.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, Министерство финансов РФ обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что расходные обязательства Российской Федерацией исполнены, поскольку ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2007 год" утверждены соответствующие расходы и переданные из федерального бюджета денежные средства могли быть использованы Пенсионным фондом РФ, в том числе на оплату льгот, предоставленных в 2005 году. Кроме того, заявителем указано на нарушение судом норм процессуального права, выразившегося в непривлечении к участию в деле надлежащего ответчика, а также на то, что в резолютивной части постановления апелляционного суда указано на судебный акт - определение, который по настоящему делу не принимался.
Истец в отзыве на кассационную жалобу ее доводы отклонил, считая решение и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ГУ ОПФ РФ, не согласившись с доводами, изложенными в ней, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, в заседании суда кассационной инстанции участия не принимали.
Проверив законность обжалованных судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Предметом иска является требование о компенсации ГУ ОПФ РФ по Сахалинской области, ГУ УПФ РФ по г. Южно-Сахалинску расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам и инвалидам и выезда из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, предусмотренных Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" на сумму 397788 руб. 45 коп. и 268868 руб. соответственно, по решениям суда по искам прокурора в пользу граждан.
Согласно ФЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" за счет консолидированного бюджета Российской Федерации компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пенсионерам и инвалидам в размере 100% произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных статьей 35 настоящего Закона.
В соответствии со статьей 34 Закона пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации.
Согласно статье 4 Закона источниками финансирования затрат на государственные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим законом, являются республиканский бюджет РФ, а также Пенсионный фонд РФ - для лиц, получающих государственные пенсии.
Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство РФ обязалось до 01.09.1993 привести свои решения в соответствие с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты.
Однако данные требования на рассматриваемый период не исполнены, порядок компенсации расходов бюджетами разных уровней по рассматриваемым гарантиям не принят.
При рассмотрении спора арбитражный суд, руководствуясь названными нормативными актами, с учетом положений ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" пришел к обоснованному выводу о том, что финансовое обеспечение рассматриваемых полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем передачи указанных средств нижестоящим бюджетам.
Средства из федерального бюджета должны передаваться в бюджет-субъекта согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ в виде субвенций и субсидий.
Поскольку согласно действующему законодательству обеспечение исполнения Федерального закона о льготах для рассматриваемой категории граждан относится к компетенции Российской Федерации, судом обоснованно принято решение об удовлетворении исковых требований за счет казны РФ в лице Минфина РФ.
Доводы жалобы о том, что пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расходы по проезду к месту отдыха и обратно должны возмещаться Пенсионным фондом Российской Федерации необоснованны, поскольку такой порядок компенсации установлен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 только с 01.01.2005. Доказательств того, что из федерального бюджета профинансированы в бюджет Пенсионного фонда РФ соответствующие расходы за 2005 год Министерством финансов РФ не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что в резолютивной части постановления апелляционного суда вместо решения, указано определение, судом кассационной инстанции во внимание не принимается, поскольку данное нарушение не является безусловным основанием для отмены судебного акта, и может быть устранено в порядке ст. 179 АПК РФ.
С учетом изложенного решение и постановление апелляционного суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А59-1265/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Средства из федерального бюджета должны передаваться в бюджет-субъекта согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ в виде субвенций и субсидий.
...
Доводы жалобы о том, что пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, расходы по проезду к месту отдыха и обратно должны возмещаться Пенсионным фондом Российской Федерации необоснованны, поскольку такой порядок компенсации установлен Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 только с 01.01.2005. Доказательств того, что из федерального бюджета профинансированы в бюджет Пенсионного фонда РФ соответствующие расходы за 2005 год Министерством финансов РФ не представлено.
...
Решение от 03.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2008 по делу N А59-1265/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 февраля 2009 г. N Ф03-384/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании