Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 марта 2009 г. N Ф03-521/2009
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 августа 2009 г. N Ф03-3968/2009
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Восточный порт": Эгамбердиева Л.С. - представитель по доверенности от 30.05.2008 N 107, от ОАО "РЖД": Юн А.В. - представитель по доверенности от 06.10.2008 N 607, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 03.11.2008 по делу N А73-9519/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Восточный порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 43887 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2009 года.
Открытое акционерное общество "Восточный порт" (далее - ОАО "Восточный порт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов в сумме 43887 руб. согласно статье 97 УЖТ РФ.
Решением от 03.11.2008 исковые требования с учетом правил статьи 333 ГК РФ удовлетворены в сумме 30000 руб.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить состоявшееся решение как принятое с нарушением норм права. По мнению заявителя, судом не дана надлежащая оценка акту общей формы N 631588, которым зафиксирован факт простоя вагона на станционных путях. Более того, указывает, что данный акт оценен Арбитражным судом Приморского края по делу N А51-9338/2008 46-96, на момент вынесения решения по настоящему спору дело в Арбитражном суде Приморского края было рассмотрено, в настоящее время решение вступило в законную силу. Указывает, что ссылка суда на количество вагонов, поданных в адрес порта, превышает количество вагонов, установленных договором N 392 на эксплуатацию подъездного пути необщего пользования, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку названным договором количество вагонов, подаваемых в сутки, не предусмотрено; технический паспорт подъездных путей содержит информацию о перерабатывающей способности подъездных путей и договором не является.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "Восточный порт", возражая относительно доводов жалобы, просила оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить его в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, перевозчиком - ОАО "РЖД" в адрес ОАО "Восточный порт" принят для перевозки маршрутной отправкой груз - уголь битуминозный, в том числе в вагоне N 67110916, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной N ЭЕ 528943, в которой указано об истечении срока доставки - 19.08.2007.
ОАО "Восточный порт", ссылаясь на то, что указанный вагон подан под выгрузку на пути порта 08.10.2007, то есть с просрочкой его доставки в 50 суток, обратилось к дороге с соответствующей претензией от 10.10.2007 N СОЖД-1135/ИУ07 об уплате пени за просрочку доставки груза. Отклонение дорогой претензии послужило основанием для обращения ОАО "Восточный порт" в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора установлено, что вагон N 67110916 в пути следования на станции Могоча Забайкальской железной дороги из состава маршрутной отправки был отцеплен по причине технической неисправности, о чем составлен акт общей формы от 11.08.2007 N 201188/2 и имеется соответствующая отметка в транспортной железнодорожной накладной.
Указанный вагон прибыл на станцию назначения |- ст. Находка Восточная по дорожной ведомости (досылка) ЭЕ803876 19.08.2007; о прибытии груза уведомлен грузополучатель 19.08.2007; под выгрузку вагон подан 08.10.2007, что подтверждено памяткой приемосдатчика N 851781.
Факт подачи вагона за пределами срока его доставки в количестве 50 суток сторонами не оспаривается.
Вместе с тем дорога, обосновывая просрочку подачи груза в указанном вагоне, сослалась на нахождение вагона на станции назначения - ст. Находка Восточная в ожидании его подачи под выгрузку на пути необщего пользования ответчика по причине отказа грузополучателя в его приеме, представив ведомость подачи и уборки вагонов N 903180 за 07.10.2007-08.10.2007, в которой по данному вагону отражена сумма платы за пользование вагоном, акт общей формы от 15.10.2007 N 3/629623 об отказе представителя порта от подписания ведомости подачи и уборки вагонов, акт общей формы от 20.08.2007 N 631588 о том, что вагон N 67110916 простаивает на станционных путях станции Находка - Восточная по вине грузополучателя, в акте имеется отметка об отказе представителя порта от его подписания.
При разрешении спора суд первой инстанции с учетом положений статей 29, 39 УЖТ РФ, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, приняв во внимание договор об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, примыкающего к станции Находка - Восточная, технический паспорт подъездного пути ОАО "Восточный порт" (ППК-3 - угольный комплекс), согласно которому максимальная перерабатывающая способность по грузовым фронтам составляет 562 вагона в сутки, посуточную динамику выгрузки вагонов, сделал вывод о наличии оснований для взыскания пени за просрочку доставки груза согласно статье 97 УЖТ РФ, статье 333 ГК РФ в сумме 30000 руб.
Между тем данные выводы сделаны без учета следующего.
Как указано выше, груз в вагоне N 67110916 прибыл на станцию назначения - ст. Находка - Восточная ДВЖД 19.08.2008, то есть в срок, установленный договором - транспортной железнодорожной накладной N ЭЕ528943.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются также доставленными в срок, в том числе и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, о чем составляется акт общей формы.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, и в силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучателя, грузоотправителя.
В обоснование задержки подачи вагонов под выгрузку представлен акт общей формы от 20.08.2007 N 631588, согласно которому вагон N 67110916 с 20.08.2007 по 08.10.2007 простаивал на станционных путях ввиду отказа грузополучателя в приеме груза под выгрузку.
Акт со стороны грузополучателя не подписан, имеется соответствующая отметка представителей перевозчика о том, что представитель порта от подписания указанного акта отказался.
Суд, разрешая спор, данному акту с учетом требований Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом надлежащей оценки не дал.
При изложенном решение от 03.11.2008 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств дать надлежащую оценку представленным в деле доказательствам и разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 03.11.2008 по делу N А73-9519/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суд первой инстанции с учетом положений статей 29, 39 УЖТ РФ, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, приняв во внимание договор об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, примыкающего к станции Находка - Восточная, технический паспорт подъездного пути ОАО "Восточный порт" (ППК-3 - угольный комплекс), согласно которому максимальная перерабатывающая способность по грузовым фронтам составляет 562 вагона в сутки, посуточную динамику выгрузки вагонов, сделал вывод о наличии оснований для взыскания пени за просрочку доставки груза согласно статье 97 УЖТ РФ, статье 333 ГК РФ в сумме 30000 руб.
...
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются также доставленными в срок, в том числе и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, о чем составляется акт общей формы.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, и в силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучателя, грузоотправителя."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2009 г. N Ф03-521/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании