Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 марта 2009 г. N Ф03-664/2009
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 апреля 2009 г. N Ф03-1320/2009
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 23.12.2008 по делу N А51-12081/2008 23-249 Арбитражного суда Приморского края, по иску Камень-Рыболовской Квартирно-эксплуатационной части к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 3114726,19 руб.
Резолютивная часть постановления от 03 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2009 года.
Камень-Рыболовская Квартирно-эксплуатационная часть обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 3114726,19 руб. задолженности, возникшей в связи с предоставлением льгот гражданам, проживающим в закрытых военных городках в сельской местности, по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с января 2005 по август 2006 года.
Решением от 23.12.2008 исковые требования Камень-Рыболовской Квартирно-эксплуатационной части удовлетворены в полном объеме, с казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 3114726,19 руб. задолженности по предоставленным жилищно-коммунальным услугам. При этом государственная пошлина по делу в размере 27073 руб. взыскана судом с Министерства финансов Российской Федерации.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу решением от 23.12.2008, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю в своей кассационной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить, как принятый с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим, проживающим в закрытых военных городках должна осуществляться за счет средств краевого и местного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с казны Российской Федерации.
Кроме того считает, что арбитражным судом в нарушение пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" необоснованно отнесены расходы по уплате государственной пошлины по иску на Министерство финансов Российской Федерации, как на самостоятельное юридическое лицо, не являющееся ответчиком по настоящему делу.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемого решения от 23.12.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Камень-Рыболовская КЭЧ в период с января 2005 по август 2006 года предоставляла гражданам, проживающим на территории закрытых военных городков льготы в виде уменьшения платы за жилищно-коммунальные услуги.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению льгот заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении настоящего спора арбитражным судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального права.
Согласно пункту 9 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 расходы на предоставление субсидий гражданам - льготникам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, с учетом перечисленных выше норм права арбитражным судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что на законодательном уровне источником финансирования жилищных субсидий для указанной категории граждан являются средства федерального бюджета, выделяемые на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Наличие и размер задолженности подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе реестрами начисленных субсидий для Камень-Рыболовской КЭЧ, утвержденными Отделом социальной защиты населения по Ханкайскому муниципальному району Департамента соцзащиты населения Администрации Приморского края на 2005 и на 2006 годы, отчетами о сумме начисленных субсидий, утвержденными Домоуправлением N 1 и указанным выше Отделом соцзащиты.
Между тем, судом установлено, и не оспаривается ответчиком, что средства на возмещение расходов за предоставленные субсидии гражданам, проживающим в закрытых военных городках, из федерального бюджета в спорный период не поступали.
Доказательств выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на компенсацию субсидий главному распорядителю бюджетных средств - Министерству обороны Российской Федерации, в структуру которого входит истец, Министерством финансов Российской Федерации также не представлено.
С учетом изложенного, поскольку Российской Федерацией не профинансированы государственные полномочия по предоставлению рассмотренных льгот, Арбитражный суд Приморского края правомерно возложил ответственность за убытки истца на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии в резолютивной части обжалуемого решения указания на казну публично-правового образования, за счет которой должно быть произведено взыскание государственной пошлины по иску, судом кассационной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 165-167, 171 БК РФ к компетенции Министерства финансов Российской Федерации относится составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей, бюджетных учреждений.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 23.12.2008 по делу N А51-12081/2008 23-249 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 9 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок финансирования расходов на обеспечение предоставления субсидий, а также порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 444 расходы на предоставление субсидий гражданам - льготникам, проживающим в закрытых военных городках, финансируются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
...
Согласно части 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 марта 2009 г. N Ф03-664/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании