Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 марта 2009 г. N Ф03-402/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от общества с ограниченной ответственностью "КонАгра" - Беликова Е.С., представитель по доверенности от 21.02.2007 б/н, от Владивостокской таможни: Костина Е.Н., представитель по доверенности от 16.01.2009 N 3; от Дальневосточного таможенного управления - Белова Е.Г., представитель по доверенности от 24.12.2008 N 153, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного таможенного управления на решение от 27.08.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу N А51-4992/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КонАгра" к Владивостокской таможне, Дальневосточному таможенному управлению о признании незаконными решения таможни и Дальневосточного таможенного управления.
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2009 года.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв.
Общество с ограниченной ответственностью "КонАгра" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее таможня, таможенный орган) о внесении изменений в графы 31, 33, 44 и 47 грузовой таможенной декларации N 10702030/281207/0038185 (далее - ГТД N 38185), оформленного в виде требования от 09.01.2008, и решения Дальневосточного таможенного управления (далее - ДВТУ, таможенное управление) от 23.04.2008 N 49-13/52 в части признания правомерными действий таможни по выставлению требования от 09.01.2008.
Решением суда от 27.08.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.11.2008, заявление общества удовлетворено в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что фактический ввоз товара и подача ГТД осуществлены обществом до истечения срока действия лицензии Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития), в связи с чем декларант правомерно отнес спорный товар к товарной субпозиции 0203 29 550 2 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности России (далее - ТН ВЭД России) и применил пониженную ставку таможенной пошлины, предусмотренную Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах" (далее - Постановление Правительства РФ N 732).
Не согласившись с судебными актами, таможенное управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением арбитражным судом норм материального права и предлагает принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя кассационной жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, право общества на применение льготных ставок таможенных пошлин возникает с момента выпуска товаров таможенными органами в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления, в связи с чем лицензия с истекшим сроком действия не влечет оснований для применения пониженной ставки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 732.
Таможней в отзыве на кассационную жалобу и ее представителем в судебном заседании поддержаны доводы жалобы, и предложено отменить принятые по делу судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу общество и его представитель в судебном заседании отклонили ее доводы, просили оставить решение и постановление без изменения, как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав мнение лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, общество во исполнение контракта от 11.01.2005 N 39, заключенного с фирмой "ASIAN-PACIFIK TRADING, INC" (США) (продавец), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - мясо домашних свиней: тримминг свиной, мороженный, в количестве 47962 кг, в отношении которого подало ГТД N 38185.
Товар ввезен обществом на основании разовой лицензия от 22.10.2007 N ЛР4530704001097, выданной Минэкономразвития, сроком действия до 31.12.2007. Ввезенный товар по названной ГТД классифицирован по коду 0203 29 550 2 ТН ВЭД России, как свиной тримминг, ввоз которого контролируется Правительством Российской Федерации и допускается при наличии лицензии, выданной компетентным органом (ставка ввозной таможенной пошлины 15%, но не мене 0,25 евро за 1 кг).
Одновременно с подачей ГТД N 38185 в связи с отсутствием на момент ее подачи ветеринарного сертификата на ввезенный товар, общество обратилось в таможенный орган с заявлением об условном выпуске товара, предоставив письменное гарантийное обязательство, в удовлетворении которого таможня 29.12.2007 отказала.
Поскольку таможенное оформление ввезенного обществом по лицензии товара не было завершено в декабре 2007 года, таможня 09.01.2008 выставила требование о внесении изменений в графы 31, 33, 44, 47 ГТД N 38185 и об обеспечении уплаты таможенных платежей. При этом таможенный орган исходил из того, что, поскольку ввезенный товар не выпущен в свободное обращение в 2007 году, то есть в период действия упомянутой лицензии, тогда как действие этой же лицензии прекратилось, поэтому упомянутый товар подлежит обложению таможенной пошлиной по повышенным ставкам.
В целях выпуска товара общество исполнило требование таможенного органа, изменив в соответствующей графе ГТД N 38185 код товара на 0203 29 550 8 ТН ВЭД России, включающий свиной тримминг прочий, не лицензированный (ставка ввозной таможенной пошлины 60%, но не менее 1 евро за 1 кг).
Требование таможни от 09.01.2008 обжаловано обществом в ДВТУ, которое решением от 23.04.2008 N49-13/52 отказало в удовлетворении жалобы и признало действия должностных лиц таможни по непринятию решения об условном выпуске товара и выставлению указанного требования правомерными.
Не согласившись с решениями таможни и ДВТУ, общество обратилось в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств пришел к правомерному выводу о том, что у таможенных органов не имелось правовых оснований для вынесения оспариваемого требования и принятия решения.
Доводы жалобы признаются несостоятельными в силу следующего.
Согласно статье 40 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код ТН ВЭД России.
В соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 27.11.2006 N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", к коду 0203 29 550 2 ТН ВЭД России относится свиной тримминг, ввоз которого контролируется Правительством Российской Федерации и допускается при наличии лицензии, выданной компетентным органом (ставка ввозной таможенной пошлины 15%, но не мене 0,25 евро за 1 кг), а к коду 0203 29 550 8 ТН ВЭД России - прочие.
Классификация товаров в ТН ВЭД России осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей при классификации, прежде всего, значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношение к субпозициям.
Постановлением Правительства РФ N 732 утвержден перечень товаров и объемов их ввоза в Российскую Федерацию. В Приложении N 2 к указанному Постановлению установлены предельные уровни ставок ввозных таможенных пошлин на период 2006-2009 годы. В частности, для свинины свежей, охлажденной или мороженной установлена ставка в размере 15%, но не менее 0,25 евро за 1 кг.
Пониженные ставки ввозной таможенной пошлины на свинину, ввозимую в пределах квот, применимы при наличии лицензии, выданной Минэкономразвития.
Как указано в пункте 1 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364, под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт, отдельных видов товаров.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации Федерального закона от 08.12.03 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе.
Систематическое толкование положений указанных правовых актов и оценка содержания лицензии, выданной обществу, позволяют сделать вывод о том, что упомянутая лицензия охватывает импортные операции, то есть ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а не последующие действия по их таможенному оформлению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о том, что с ввозом мяса на таможенную территорию Российской Федерации в декабре 2007 года общество реализовало права, предусмотренные выданной ему лицензией, в пределах срока ее действия, классифицировав тримминг свиной по коду 0203 29 550 2 ТН ВЭД России, ввезенный в порядке и объеме, предусмотренном лицензией. Отсюда у таможенного органа отсутствовали правовые основания для признания указанного товара ввезенным при отсутствии лицензии, выданной Минэкономразвития, что влечет наступление последствий по уплате таможенных платежей в ином размере, чем предусмотрено ТН ВЭД России при наличии разрешительного документа на импорт спорного товара.
Следовательно, требование о внесении изменений в графы 31, 33, 44, 47 ГТД N 38185 обоснованно судами признано несоответствующим специальным правовым нормам, регулирующим применение пониженных ставок ввозных таможенных пошлин.
Остальные доводы жалобы не имеют правового значения для исхода по возникшему спору, поэтому не учитываются при проверке законности принятых по делу судебных актов.
Поскольку арбитражный суд правильно установил фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обосновал свои выводы нормами таможенного законодательства, то у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.08.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 по делу N А51-4992/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Систематическое толкование положений указанных правовых актов и оценка содержания лицензии, выданной обществу, позволяют сделать вывод о том, что упомянутая лицензия охватывает импортные операции, то есть ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а не последующие действия по их таможенному оформлению.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о том, что с ввозом мяса на таможенную территорию Российской Федерации в декабре 2007 года общество реализовало права, предусмотренные выданной ему лицензией, в пределах срока ее действия, классифицировав тримминг свиной по коду 0203 29 550 2 ТН ВЭД России, ввезенный в порядке и объеме, предусмотренном лицензией. Отсюда у таможенного органа отсутствовали правовые основания для признания указанного товара ввезенным при отсутствии лицензии, выданной Минэкономразвития, что влечет наступление последствий по уплате таможенных платежей в ином размере, чем предусмотрено ТН ВЭД России при наличии разрешительного документа на импорт спорного товара.
Следовательно, требование о внесении изменений в графы 31, 33, 44, 47 ГТД N 38185 обоснованно судами признано несоответствующим специальным правовым нормам, регулирующим применение пониженных ставок ввозных таможенных пошлин."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 марта 2009 г. N Ф03-402/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании