Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 марта 2009 г. N Ф03-551/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А51-15863/2006 Арбитражного суда Приморского края, по иску КГУП "Примтеплоэнерго" к государственному учреждению социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения", Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю, администрации муниципального образования Черниговского района в лице Финансового управления Черниговского района, Департаменту финансов администрации Приморского края о взыскании 124307 руб. 36 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в интересах филиала "Спасский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к государственному учреждению социального обслуживания "Центр социального обслуживания населения", Управлению федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 124307 руб. 36 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг социальным работникам, проживающим в сельской местности в период с 01.04.2004 по 31.12.2004.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов Администрации Приморского края, администрация муниципального образования Черниговского района в лице Финансового управления Черниговского района.
Решением от 25.03.2008 в удовлетворении исковых требований отказано в связи с их недоказанностью.
Постановлением апелляционного суда от 25.08.2008 решение от 25.03.2008 отменено, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации на основании того, что соответствующие расходные обязательства Российской, Федерацией в полном объеме не исполнены.
Законность судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права, регулирующих порядок финансирования из федерального источника спорных расходов. Кроме того, указывает на неправомерность включения в сумму задолженности налога на добавленную стоимость.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.01.2004 между КГУП "Примтеплоэнерго" (предприятие) и МУ "Центр социального обслуживания населения" (учреждение) заключен договор на возмещение расходов, связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг, по условиям которого предприятие приняло на себя обязательство по оказанию работникам учреждения услуг по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста".
Во исполнение условий договора истец в период с 01.04.2004 по 31.12.2004 предоставил льготы по услугам теплоснабжения и подачи горячей воды социальным работникам, работающим и проживающим в Черниговском районе.
Сумма не компенсированных затрат за указанный период составила 124307 руб. 36 коп., о взыскании которых КГУП "Примтеплоэнерго" обратилось с настоящим иском.
Наличие и размер задолженности подтверждены истцом списками льготников, выданными ГУСО "Центр социального обслуживания населения", актом сверки задолженности на 01.09.2006.
Социальные работники, занятые в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания в соответствии с п. 1 ст. 36 ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", имеют право на бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с п. 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели, согласно пунктам 4 и 5 Правил субсидии перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Как видно из представленных документов, всего из Фонда компенсаций федерального бюджета в бюджет субъекта РФ - Приморский край в 2004 году поступило 39699000 рублей в пределах средств, утвержденных законом РФ о федеральном бюджете. Денежные средства в полном объеме распределены между муниципальными образованиями Приморского края, в том числе муниципальному образованию Черниговский район перечислены средства в размере 3191000 рублей. Между тем указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате ЖКУ работающим и проживающим в сельской местности специалистам.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов не представлено.
ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.67.2003 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, отнесены к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, финансирование которых должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Поскольку Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила свои обязательства по финансированию в бюджет субъекта РФ субсидий в полном объеме для реализации установленных федеральным законодательством льгот специалистам, суд правомерно удовлетворил требования за счет казны РФ.
Такое решение соответствует Постановлению Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года", согласно которому на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов, статье 132 Конституции Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ.
Подлежат отклонению доводы Министерства финансов РФ о неправомерном включении в размер взыскиваемой суммы убытков налога на добавленную стоимость, поскольку истцом обоснованно заявлены требования о компенсации неполученной стоимости предоставленных льготной категории граждан жилищно-коммунальных услуг, исходя из фактических цен реализации таковых.
Пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), начисленная исходя из фактических цен их реализации.
Истец оказывал населению услуги по стоимости, исчисляемой исходя из утвержденных органами власти тарифов, включающих на основании пункта 6 статьи 168 НК РФ налог на добавленную стоимость. Граждане, имеющие право на получение субсидий, оплачивали услуги КГУП "Примтеплоэнерго" с уменьшением стоимости сумм, в результате чего у истца возникли убытки, выразившиеся в неполученной стоимости услуги с учетом НДС.
Судом апелляционной инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковые требования. В связи с изложенным постановление отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А51-15863/2006 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), начисленная исходя из фактических цен их реализации.
Истец оказывал населению услуги по стоимости, исчисляемой исходя из утвержденных органами власти тарифов, включающих на основании пункта 6 статьи 168 НК РФ налог на добавленную стоимость. Граждане, имеющие право на получение субсидий, оплачивали услуги КГУП "Примтеплоэнерго" с уменьшением стоимости сумм, в результате чего у истца возникли убытки, выразившиеся в неполученной стоимости услуги с учетом НДС.
...
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А51-15863/2006 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2009 г. N Ф03-551/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании