Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 марта 2009 г. N Ф03-592/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 09.12.2008 по делу N А04-6769/2008 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального учреждения "Служба заказчика" к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Амурской области, 3-и лица: муниципальное учреждение здравоохранения "Архаринская Центральная районная больница", муниципальное учреждение "Архаринская поселковая администрация", Отдел образования администрации Архаринского района, Отдел культуры администрации Архаринского района, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки "Лотос", областное государственное учреждение "Архаринская районная станция по борьбе с болезнями животных", о взыскании 1535776 руб. 80 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 года.
Муниципальное учреждение "Служба заказчика" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области о взыскании расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 1535776 руб. 80 коп., в том числе, задолженность по профессиональным льготам работников здравоохранения по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 914449 руб. 22 коп., задолженность по льготам работников муниципального учреждения "Архаринская поселковая Администрация" по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 222892 руб. 53 коп., задолженность по льготам работников учреждений культуры (Отдел культуры Администрации Архаринского района) по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 60614 руб. 20 коп., задолженность по профессиональным льготам педагогических работников (Отдел образования Администрации Архаринского района) по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 313305 руб. 46 коп., задолженность по льготам за ЖКУ работников Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки "Лотос" в сумме 16980 руб. 09 коп., задолженность по профессиональным льготам работников ветеринарных служб (ОГУ "Архаринская районная станция по борьбе с болезнями животных") по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 7535 руб. 30 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение здравоохранения "Архаринская Центральная районная больница", муниципальное учреждение "Архаринская поселковая администрация", Отдел образования администрации Архаринского района, Отдел культуры администрации Архаринского района, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки "Лотос", областное государственное учреждение "Архаринская районная станция по борьбе с болезнями животных".
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика - Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области в пользу муниципального учреждения "Служба заказчика" расходы по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 1205491 руб. 25 коп., в том числе: задолженность по профессиональным льготам работников здравоохранения по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 914449 руб. 22 коп., задолженность по льготам работников муниципального учреждения "Архаринская поселковая Администрация" по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 222892 руб. 53 коп., задолженность по льготам работников учреждений культуры (Отдел культуры администрации Архаринского района) по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 60614 руб. 20 коп., задолженность по профессиональным льготам работников ветеринарных служб (ОГУ "Архаринская районная станция по борьбе с болезнями животных) по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 7535 руб. 30 коп., а также взыскать с ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального учреждения "Служба заказчика" расходы по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 330285 руб. 55 коп., в том числе: задолженность по профессиональным льготам педагогических работников (Отдел образования администрации Архаринского района) по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 313305 руб. 46 коп., задолженность по льготам за ЖКУ работников Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки "Лотос" в сумме 16980 руб. 09 коп.
Решением от 09.12.2008 исковые требования о взыскании расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот работникам образования, удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании того, что расходные полномочия Российской Федерацией не исполнены, так как в федеральном бюджете субвенции в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по Закону РФ "Об образовании" не предусмотрены. Расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот по Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий", взысканы с казны Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, не исполнившей своих расходных обязательств.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит отменить его в части удовлетворения требований о взыскании расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот работникам образования, и в данном иске к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, в 2007 году между МУ "Служба заказчика" и МУЗ "Архаринская Центральная районная больница", МУ "Архаринская поселковая администрация", Отделом образования администрации Архаринского района, Отделом культуры администрации Архаринского района, муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей Детско-юношеский клуб физической подготовки "Лотос", областным государственным учреждением "Архаринская районная станция по борьбе с болезнями животных" заключены договоры об оказании услуг по предоставлению льгот на жилищно-коммунальные услуги работникам вышеназванных учреждений, проживающим на территории пгт.Архара Амурской области.
В связи с неполным возмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению в 2007 году льгот педагогическим работникам в сумме 330410 руб. 18 коп. и работникам, получающим льготы на основании Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в размере 1205491 руб. 25 коп. заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорный период с приложенными к ним ведомостями начислений по льготникам, списками льготников, актами сверки взаимных расчетов.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Законами о бюджете Амурской области в областном бюджете на 2007 год утверждены целевые средства, из которых на социальную поддержку педагогических работников Архаринского района выделено 8289,2 тыс. руб., которые не обеспечили потребность в них района. Задолженность на 01.01.2008 по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам составила 3478,6 тыс. руб.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Архаринского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 330285 руб. 55 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 09.12.2008 по делу N А04-6769/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
...
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Архаринского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 330285 руб. 55 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2009 г. N Ф03-592/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании