Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 марта 2009 г. N Ф03-598/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от ООО "Инфосистемы": Н.Г. Романов, директор, А.С. Абрамов, представитель по доверенности от 02.03.2009 N 1, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инфосистемы" на решение от 05.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А51-6635/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфосистемы" к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю, Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю о признании незаконными действий Управления ФРС по Приморскому краю, решения Управления ФАС по Приморскому краю и об обязании исключить ООО "Инфосистемы" из реестра недобросовестных поставщиков.
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2009 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Инфосистемы" (далее - ООО "Инфосистемы", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - Управление ФРС) по направлению сведений об ООО "Инфосистемы" для внесения в реестр недобросовестных поставщиков; об отмене решения комиссии по контролю в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Управление ФАС) от 29.04.2008 N 1-Н/П-08 о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, а также о возложении на Управление ФАС по Приморскому краю обязанности исключить общество из указанного реестра (с учетом уточнения заявленных требований в соответствии со статьей 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05.09.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что ООО "Инфосистемы", признанное победителем в проведении запроса котировок, организованного Управлением ФРС, необоснованно уклонилось от заключения государственного контракта, поэтому правомерно включено в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ), Положением о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292) и Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267. Оспариваемые действия Управления ФРС совершены, а решение комиссии Управления ФАС принято в пределах предоставленных им полномочий, соответствуют требованиям закона и иных правовых актов, поэтому оснований для удовлетворения заявления ООО "Инфосистемы" не имеется.
В кассационной жалобе ООО "Инфосистемы" просит решение от 05.09.2008 и постановление от 03.12.2008 отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы приведены доводы о несоответствии выводов арбитражных судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также о нарушении статей 19, 47 Федерального закона N 94-ФЗ и статьи 268 АПК РФ. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно отклонили доводы общества о нарушении заказчиком - Управлением ФРС 2-дневного срока предоставления обществу протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и проекта государственного контракта; о направлении заказчиком обществу протокола и проекта государственного контракта с другой компанией и по другой котировке (на поставку картриджей); о несоответствии проекта контракта извещению о проведении запроса котировок от 13.03.2008 N 11. Заявитель считает, что при таких обстоятельствах у Управления ФРС отсутствовали правовые основания для направления в Управление ФАС сведений об ООО "Инфосистемы" как о лице, уклонившемся от заключения государственного контракта, а у комиссии Управления ФАС не имелось оснований для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков.
В отзыве на кассационную жалобу Управление ФАС по Приморскому краю опровергает доводы ООО "Инфосистемы" о незаконности судебных актов и поясняет, что общество признано уклонившимся от заключения государственного контракта в связи с направлением заказчику - Управлению ФРС письма от 28.03.2008 об отзыве своей котировочной заявки после определения победителя в проведении запроса котировок и не подписанием государственного контракта. Обстоятельства, которыми в настоящее время общество объясняет не подписание государственного контракта и которые изложены в кассационной жалобе, опровергаются доказательствами по делу и получили оценку арбитражных судов. По мнению Управления ФАС, нормы права применены судами правильно и основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Управление ФРС по Приморскому краю отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители ООО "Инфосистемы" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, и дополнили их тем, что бланк котировочной заявки, размещенной на официальном сайте в Интернете, не соответствовал требованиям пункта 4 статьи 44 Федерального закона N 94-ФЗ.
Представители Управления ФРС и Управления ФАС, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От Управления ФАС поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей заявителя и проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как установлено арбитражными судами, 13.03.2008 Управлением ФРС по Приморскому краю объявлено о размещении государственного заказа путем запроса котировок на поставку неисключительных прав на антивирусную программу Kaspersky Business Space Security Russian Edition, имеющую лицензию Федеральной службы безопасности (лицензия 500 - 999 User I year Base License), в количестве 500 штук.
Извещение о проведении запроса котировок от 13.03.2008 N 11, в котором наряду с другими сведениями указаны максимальная цена государственного контракта - 300000 руб., срок подачи котировочной заявки - с 14.03.2008 до 17 час. 30 мин. 24.03.2008, срок подписания контракта победителем в проведении запроса котировок - через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также котировочная заявка и проект государственного контракта опубликованы 13.03.2008 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 25.03.2008 N 9 победителем в проведении запроса котировок среди девяти участников, подавших котировочные заявки, признано ООО "Инфосистемы", предложившее лучшие условия о цене контракта - 264680 руб. Данный протокол размещен на вышеуказанном сайте 25.03.2008.
Письмом от 26.03.2008 N 22-2087 Управление ФРС направило в адрес ООО "Инфосистемы" для подписания государственный контракт на приобретение неисключительных прав на использование результатов интеллектуальной собственности и протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок от 25.03.2008 JNb 9 (том 1, л.д. 85).
Как установлено судами, ООО "Инфосистемы" государственный контракт не подписало. Более того, письмом от 28.03.2008 N 116, то есть после определения победителя в проведении запроса котировок, общество заявило Управлению ФРС об отзыве своей котировочной заявки от 18.03.2008 N 89 ввиду ошибочно указанной цены на товар (том 1, л.д.16).
Расценив указанные действия общества как уклонение победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного контракта, Управление ФРС по Приморскому краю после заключения государственного контракта от 15.04.2008 с ООО "АСУ", участвовавшего в проведении запроса котировок и предложившего лучшие условия о цене контракта, следующие после предложенных победителем, направило в Управление ФАС по Приморскому краю письмо от 17.04.2008 N 22-2567 о внесении ООО "Инфосистемы" в реестр недобросовестных поставщиков и представило сведения об обществе, предусмотренные пунктами 1-3 части 1 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ (том 1, л.д. 84).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пунктами 1-3 части 3 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ
На основании решения комиссии Управления ФАС по Приморскому краю по контролю в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд от 29.04.2008 N 1-Н/П-08 и приказа руководителя Управления ФАС от 29.04.2008 N 42 ООО "Инфосистемы" включено в реестр недобросовестных поставщиков (том 1, л.д. 25, 102).
Считая действия Управления ФРС и решение комиссии Управления ФАС незаконными, ООО "Инфосистемы" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением на основании части 12 статьи 19 Федерального закона N 94-ФЗ и статей 197-201 АПК РФ.
Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона N 94-ФЗ в случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.т
Частями 1, 2, 4 статьи 19 названного Закона предусмотрено, что сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, по заявлению заказчика включаются в реестр недобросовестных поставщиков, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба (пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 в редакции от 08.02.2007).
Пунктами 11, 12 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России для федеральных нужд территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, ведению реестра недобросовестных поставщиков, включению и исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков возложены на территориальные органы ФАС России.
Исследовав представленные в дело доказательства и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно признали, что Управлением ФРС соблюдены порядок и условия размещения заказа путем запроса котировок, установленные статьями 42-45 Федерального закона N. 94-ФЗ. При этом извещение о проведении запроса котировок от 13.03.2008 N 11 и котировочная заявка оценены как соответствующие требованиям статей 43-45 названного Закона.
Порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок, по результатам которых ООО "Инфосистемы" определено победителем в проведении запроса котировок, также признан не противоречащим статье 47 Федерального закона N 94-ФЗ.
Рассмотрев письмо ООО "Инфосистемы" от 28.03.2008 от отзыве котировочной заявки, поданное после подведения итогов проведения запроса котировок и определения его победителя, и приведенные в ходе судебного разбирательства доводы ООО "Инфосистемы" о причинах не подписания государственного контракта, арбитражный суд первой инстанции и апелляционный правомерно признали общество уклонившимся от заключения государственного контракта. При этом суды обоснованно отклонили доводы общества о нарушении закона при размещении заказа путем запроса котировок.
При таких обстоятельствах оспариваемые действия Управления ФРС по направлению в соответствующий орган сведений об ООО "Инфосистемы" как о недобросовестном поставщике, а также решение Управления ФАС о включении ООО "Инфосистемы" в реестр недобросовестных поставщиков правильно расценены судами как соответствующие требованиям Федерального закона N 94-ФЗ и совершенные в пределах предоставленных им полномочий.
Исходя из этого, арбитражный суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно и с правильным применением норм права отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии котировочной заявки пункту 4 статьи 44 Федерального закона N 94-ФЗ опровергаются содержанием котировочной заявки, которая имеется в деле и условия которой не противоречат закону.
Его же доводы о том, что Управление ФРС направило обществу протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок и проект контракта с нарушением 2-дневного срока, установленного пунктом 4 статьи 47 Федерального закона N 94-ФЗ, также опровергаются материалами дела. Так, названный протокол от 25.03.2008 N 9 и государственный контракт по заявленной котировке направлены обществу 26.03.2008, то есть с соблюдением вышеуказанного срока. Тот факт, что общество получило протокол и контракт 02.04.2008, не свидетельствует о нарушении Управлением ФРС срока направления документов.
Заявления общества о том, что 02.04.2008 им получены от Управления ФРС протокол рассмотрения и оценки котировок и проект государственного контракта по другой котировке - на поставку картриджей, приводились обществом в судах первой и апелляционной инстанций, рассмотрены судами и правомерно отклонены. При этом суды исследовали и дали оценку всем доказательствам, которые приводило общество в обоснование указанных заявлений, в том числе одностороннему акту ООО "Инфосистемы" от 19.08.2008 о том, что в полученном 02.04.2008 письме Управления ФРС находились документы, не имеющие отношения к поставке неисключительных прав на антивирусную программу. В связи с этим суд кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы в этой части, поскольку они направлены на переоценку доказательств и выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, что нормами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
Довод ООО "Инфосистемы" о несоответствии предмета государственного контракта тому предмету, который был указан в извещении о проведении запроса котировок от 13.03.2008 N 11, судом кассационной инстанции во внимание не принимается. Предмет сделки, указанный в извещении, не противоречит предмету, изложенному в государственном контракте. Кроме того, из материалов дела следует и не оспаривается обществом, что на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов одновременно с извещением о проведении запроса котировок был опубликован проект государственного контракта с подробным описанием его предмета, который полностью соответствует предмету государственного контракта, предложенного для подписания победителю в проведении запроса котировок. Как пояснил в судебном заседании кассационной инстанции директор ООО "Инфосистемы" Романов Н.Г., при ознакомлении с опубликованной на сайте информацией он не придал особого значения предмету государственного контракта. С учетом изложенного указанный довод кассационной жалобы является несостоятельным.
Кроме того, суд кассационной инстанции учитывает, что, как установлено судами, причиной уклонения ООО "Инфосистемы" от заключения государственного контракта являлись не те действия Управления ФРС и причины, на которые общество ссылалось при рассмотрении спора и в тексте кассационной жалобы, а письмо общества от 28.03.2008 N 116.
Нарушений требований статей 19, 42-47 Федерального закона N 94-ФЗ, статьи 268 АПК РФ, на которые указывает ООО "Инфосистемы" в кассационной жалобе, арбитражными судами не допущено.
Выводы судов по результатам рассмотрения спора соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
При изложенных обстоятельствах решение от 05.09.2008 и постановление от 03.12.2008, принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А51-6635/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии котировочной заявки пункту 4 статьи 44 Федерального закона N 94-ФЗ опровергаются содержанием котировочной заявки, которая имеется в деле и условия которой не противоречат закону.
Его же доводы о том, что Управление ФРС направило обществу протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок и проект контракта с нарушением 2-дневного срока, установленного пунктом 4 статьи 47 Федерального закона N 94-ФЗ, также опровергаются материалами дела. Так, названный протокол от 25.03.2008 N 9 и государственный контракт по заявленной котировке направлены обществу 26.03.2008, то есть с соблюдением вышеуказанного срока. Тот факт, что общество получило протокол и контракт 02.04.2008, не свидетельствует о нарушении Управлением ФРС срока направления документов.
...
Решение от 05.09.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2008 по делу N А51-6635/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 марта 2009 г. N Ф03-598/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании