Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 марта 2009 г. N Ф03-775/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от ЗАО "Альянстрансойл": Катренко К.Н. - представитель по доверенности от 28.01.2009 N 167/0-09, от ОАО "РЖД": Юн А.В. - начальник отдела судебно-арбитражной работы, доверенность от 06.10.2008 N 607, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 13.11.2008 по делу N А73-8882/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску закрытого акционерного общества "Альянстрансойл" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 191811,54 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2009 года.
Закрытое акционерное общество "Альянстрансойл" (далее - ЗАО "Альянстрансойл") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании стоимости утраченного груза в сумме 191811 руб. 54 коп.
Решением от 13.11.2008 исковые требования удовлетворены в заявленном объеме.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение как несоответствующее установленным по делу обстоятельствам, нормам права. По мнению заявителя, спорный вагон-цистерна с грузом принят перевозчиком в запломбированном состоянии; образование течи в пути следования является коммерческой неисправностью, которую перевозчик не мог предвидеть и предотвратить. Заявитель не согласен с расчетом суммы недостачи, поскольку не применены Рекомендации государственной системы обеспечения единства измерений МИ 2815-2003, при использовании которых сумма недостачи составляет 165433 руб. 90 коп.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ЗАО "Альянстрансойл", возражая относительно доводов жалобы, представил уточненный расчет стоимости утраченного груза.
Проверив законность решения, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым изменить его в части взыскания суммы утраченного груза.
Как следует из материалов дела, по железнодорожной накладной N ЭЛ 921925 со станции Зуй ВСЖД на станцию Хабаровск-1 ДВЖД в адрес ЗАО "Альянстрансойл" (грузополучатель) в вагоне-цистерне N 51541548 отправлен груз - нефть сырая, масса нетто которой составляет 59541 кг.
При получении груза на станции назначения - ст. Хабаровск-1 ДВЖД, указанный вагон прибыл по дорожной ведомости N ЭЛ 983736, вес груза составил 42151 кг.
Направленная перевозчику претензия от 05.05.2008 N203 о возмещении стоимости недостающего груза в сумме 191811 руб. 54 коп. дорогой отклонена (письмо от 05.06.2008 N 43/342), что послужило основанием для обращения ЗАО "Альянстрансойл" в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Так, вагон-цистерна N 51541548 с грузом нефть сырая, масса нетто 59541 кг (определение расчетным путем) со станции Зуй ВСЖД принята для перевозки за пломбами грузоотправителя - ЗАО "Альянстрансойл".
Отправке названному вагону-цистерне предшествовало его освидетельствование на предмет исправности котла цистерны, арматуры, универсального сливного прибора, его пригодности для перевозки нефти, о чем составлен акт от 22.02.2008 комиссионного осмотра вагона с участием, в том числе представителя перевозчика. В деле представлено свидетельство N 1200 о техническом состоянии вагона-цистерны N 51541548, о его деповском ремонте 08.02.2008.
По прибытию вагона на станцию Могзон ЗабЖД обнаружена непрерывная напорная течь груза, вагон отцеплен для устранения неисправности, о чем составлен акт общей формы от 13.02.2008 N 217, в котором отражено также, что течь устранена путем подтягивания штревера запорного клапана на 0,5 оборота, при этом срезано исправное ЗПУ, вагон для проведения проверки массы груза направлен на станцию Чита-1 ЗабЖД. В акте общей формы от 13.02.2008 N 218, составленном на станции Могзон, установлена течь груза через нижний сливной прибор: течь устранена путем затяжки штанги данного клапана. Причины образования течи указанные акты не содержат.
По комиссионному замеру массы груза на станции Чита-1 ЗабЖД оформлен коммерческий акт от 15.02.2008 N ЗБК 0800175/3, в котором указано о снятии с верхнего загрузочного люка исправного ЗПУ, при замере высота налива составила 190 см, температура - ЮС, плотность 0,858; после замеров на верхний загрузочный люк наложено ЗПУ.
На станции назначения - Хабаровск-1 ДВЖД при оформлении коммерческого акта от 22.02.2008 N ДВСО800379/109 указаны: исправные ЗПУ, уровень налива 195 см, температура - 12С, плотность 0,8573, установлены: вес груза - 42151 кг, недостача веса по документам - 17390 кг.
При разрешении спора суд, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания стоимости утраченного груза согласно ст. 96 УЖТ РФ. При этом за стоимость принят расчет истца, включающий стоимость одной утраченной тонны нефти и массы утраченной нефти, стоимость перевозки. Вместе с тем с учетом требований ст.ст. 41, 96 УЖТ РФ, исходя из имеющихся в деле доказательств: цены груза, указанной в счете продавца, норм естественной убыли, платы за перевозку груза пропорционально количеству утраченного груза, стоимость утраченного груза составляет 172780 руб. 01 коп. Указанная стоимость подлежит взысканию с ОАО "РЖД" согласно вышеназванным нормам.
В связи с чем решение в части взыскания стоимости утраченного груза в сумме 191811,54 руб. подлежит изменению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на истца и ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.11.2008 по делу N А73-8882/2008 Арбитражного суда Хабаровского края изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ЗАО "Альянстрансойл" стоимость утраченного груза в сумме 172780 руб. 01 коп.; в остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ЗАО "Альянстрансоил" государственную пошлину по иску в сумме 4806 руб. 77 коп.
Взыскать с ЗАО "Альянстрансоил" в пользу ОАО "Российские железные дороги" государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 99 руб. 20 коп.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист, произвести поворот исполнения измененного решения в соответствии со статьями 325, 326 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суд, оценив согласно ст. 71 АПК РФ представленные в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания стоимости утраченного груза согласно ст. 96 УЖТ РФ. При этом за стоимость принят расчет истца, включающий стоимость одной утраченной тонны нефти и массы утраченной нефти, стоимость перевозки. Вместе с тем с учетом требований ст.ст. 41, 96 УЖТ РФ, исходя из имеющихся в деле доказательств: цены груза, указанной в счете продавца, норм естественной убыли, платы за перевозку груза пропорционально количеству утраченного груза, стоимость утраченного груза составляет 172780 руб. 01 коп. Указанная стоимость подлежит взысканию с ОАО "РЖД" согласно вышеназванным нормам."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2009 г. N Ф03-775/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании