Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 марта 2009 г. N Ф03-306/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного унитарного предприятия "М" на решение от 05.11.2008 по делу N А37-2331/2007 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Областного государственного унитарного предприятия "М" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области, 3-е лицо - ГУМО "Администрация ОЭЗ", о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2009 года.
Областное государственное унитарное предприятие "М" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 27.09.2007 N 12-13/91.
Решением суда от 20.03.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.07.2008 решение суда в обжалуемой налогоплательщиком части отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Магаданской области.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 05.11.2008 признано недействительным решение налогового органа в части привлечения предприятия к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 544526,8 руб., начисления 2722634 руб. недоимки по НДС и соответствующей пени. В удовлетворении требований о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении НДС в сумме 270965,7 руб. отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, предприятие обратилось в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит требования удовлетворить в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области в период с 13.02.2007 по 27.08.2007 проведена комплексная выездная налоговая проверка в отношении ОГУП "М" по соблюдению законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и уплаты НДС за период с 01.01.2004 по 31.12.2005. По результатам которой составлен акт от 28.08.2007 N 02Д78 и принято решение от 27.09.2007 N 12-13/91 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату сумм НДС в размере 6253435 руб., пени в размере 11293482,32 руб., всего предложено взыскать с предприятия 48814092,32 руб.
Не согласившись с решением налогового органа о доначислении НДС в сумме 2993600 руб., налога на прибыль в сумме 263479,65 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При новом рассмотрении дела суд, ссылаясь на положения статьи 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области", признал неправомерным доначисление НДС в размере 2722634 руб., соответствующей пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 544526,8 руб. участнику Особой экономической зоны, освобожденному от уплаты налога, поступающего в федеральный бюджет.
Вместе с тем суд признал обоснованным доначисление НДС в сумме 270966 руб., пени в размере 65569,7 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 54193,2 руб., установив дефектность счет-фактур, выставленных ООО "Брашпиль". Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа в этой части, суд сделал вывод о том, что неправомерно заявленные к вычету суммы НДС подлежат доначислению и уплате в бюджет.
Этот вывод суда противоречит Федеральному закону от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и установленным по делу обстоятельствам.
Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" предусмотрен особый налоговый режим для ее участников.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" при осуществлении хозяйственной деятельности на территории Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) и пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ), в том числе от уплаты НДС. Льгота, установленная статьей 5 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", предоставляется при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляющих ими в пределах Особой экономической зоны.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 13 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость относится к федеральным налогам.
Предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать его в меньшем размере, согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ, признаются льготами по налогам и сборам.
Судом признан тот факт, что ОГУП "М" с 02.08.1999 является участником Особой экономической зоны, что подтверждается регистрационным свидетельством серия ОЭЗ N 000090.
Также судом установлено, что ООО "Брашпиль" зарегистрировано по адресу: г. Магадан, улица Пролетарская, 70 "А", кв. 18.
При этом доказательств о том, что операции по реализации осуществлялись за пределами ОЭЗ и Магаданской области инспекцией не представлено, равно как и претензий по ведению раздельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности ОГУП "М".
Из содержания норм Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" и Налогового кодекса РФ не следует, что отсутствие законных оснований для возмещения НДС из бюджета (дефектные счет-фактуры) лишает участника ОЭЗ льготы, предоставленной Федеральным законом.
При изложенных обстоятельствах, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.11.2008 по делу N А37-2331/2007 Арбитражного суда Магаданской области в обжалуемой части отменить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области от 27.09.2007 N 12-13/91 в части привлечения Областного государственного унитарного предприятия "М" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 54193,2 руб., начисления недоимки по НДС в размере 270966 руб., пени в размере 65569,7 руб. признать недействительным.
В остальной части решение суда оставить без изменения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с п.1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
По мнению налогового органа, неправильно оформленные счета-фактуры лишают предприятие, являющееся участником особой экономической зоны и освобожденное в связи с этим от уплаты НДС, права на вычет НДС, уплаченного поставщику, выставившему указанные счета-фактуры.
Суд сделал вывод о том, что предприятие правомерно заявило к вычету НДС, уплаченный на основании спорных счетов-фактур.
Суд установил, что согласно положениям федерального закона об особой экономической зоне при осуществлении хозяйственной деятельности на территории указанной зоны (далее - ОЭЗ) участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет, в том числе от уплаты НДС. Данная льгота предоставляется при условии ведения участниками ОЭЗ отдельного учета операций, осуществляемых ими в пределах ОЭЗ.
Суд указал, что предприятие является участником ОЭЗ, что подтверждается регистрационным свидетельством. Доказательств о том, что операции по реализации осуществлялись за пределами ОЭЗ, инспекцией не представлено, равно как и претензий по ведению раздельного учета операций.
Из содержания норм федерального закона об ОЭЗ и НК РФ не следует, что отсутствие законных оснований для возмещения НДС из бюджета (дефектные счета-фактуры) лишает участника ОЭЗ льготы, предоставленной указанным федеральным законом.
Суд поддержал позицию предприятия, удовлетворил его жалобу, решение суда отменил.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2009 г. N Ф03-306/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании