Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 13 марта 2009 г. N Ф03-805/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий": Гуляева А.Г., представитель по доверенности от 11.01.2009 N 01; от Отдела государственного пожарного надзора по Железнодорожному району г. Хабаровска: Комов А.В., представитель по доверенности от 09.10.2008 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" на решение от 30.12.2008 по делу N А73-11991/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" к Отделу государственного пожарного надзора по Железнодорожному району г. Хабаровска о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2009 года.
Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела государственного пожарного надзора по Железнодорожному району г. Хабаровска от 14.10.2008 N 582, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд счел доказанным факт нарушения предприятием правил и норм пожарной безопасности, в связи с чем пришел к выводу о правомерном привлечении последнего к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, предприятие не является субъектом ответственности за вменяемое ему административное правонарушение. Субъектом ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности, как полагает предприятие, является администрация города как собственник имущества и распорядитель материально-финансовых средств. Также указывает на отсутствие у предприятия достаточных необходимых средств на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Представитель административного органа против доводов жалобы возражает и просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения как соответствующий действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 09.10.2008 государственным инспектором по пожарному надзору на основании распоряжения от 06.10.2008 N 619 проведена плановая проверка помещений общежития, расположенного по ул. Кочнева, 8 в городе Хабаровске и переданного в управление МУП г. Хабаровска "СЗ по СМО", в ходе которой установлены следующие нарушения: здание общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом; не выполнены замеры сопротивления изоляции силовой и осветительной сети.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 10.10.2008 N 619.
10.10.2008 государственным инспектором в отношении предприятия составлен протокол N 582 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ.
14.10.2008 заместителем главного государственного инспектора Железнодорожного района г. Хабаровска по пожарному надзору по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 582 о привлечении МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" к административной ответственности по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие оспорило его в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила, ППБ 01-03).
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03).
Пункт 3 Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказами МЧС России от 20.06.2003 N 323 и от 18.06.2003 N 315, ГОСТ Р 12.2.143-2002, СНиП 2.01.02-85*.
За нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: необорудование здания общежития автоматической пожарной сигнализацией (пункт 4 НПБ 110-03), необработка деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом (пункт 36 ППБ 01-03), невыполнение замеров сопротивления изоляции силовой и осветительной сети (пункт 57 ППБ 01-03) судом установлен и подтверждается материалами дела.
Довод заявителя жалобы о том, что предприятие не является субъектом ответственности за выявленные нарушения, был предметом рассмотрения суда и правомерно отклонен в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Судом установлено, что предприятие согласно договору от 27.12.2007 является управляющей организацией, уполномоченной Администрацией г. Хабаровска на выполнение функций по содержанию общего имущества муниципального общежития. Предметом договора является обеспечение управляющей организацией благоприятных и безопасных условий проживания нанимателям жилых помещений, решение вопросов пользования общим имуществом муниципальных общежитий и предоставление коммунальных услуг пользователям помещений в общежитиях.
Содержание общего имущества муниципального общежития включает в себя, в том числе соблюдение противопожарных и эксплуатационных требований (пункт 2.3.2 вышеупомянутого договора).
Также была предметом исследования и надлежащей правовой оценки ссылка заявителя на невозможность соблюдения норм пожарной безопасности ввиду отсутствия достаточных финансовых средств.
При таких обстоятельствах, вывод суда о правомерном привлечении к административной ответственности по указанной выше норме права именно МУП "Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий" в связи с доказанностью факта административного правонарушения и вины предприятия в его совершении, является обоснованным.
Доводы предприятия, приведенные в жалобе, не опровергают выводы суда и не подтверждают неправильного применения судом правовых норм. Переоценка установленных и оцененных судом обстоятельств дела в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия, предоставленные суду кассационной инстанции.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.12.2008 по делу N А73-11991/2008 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 3 Правил устанавливает, что наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденные приказами МЧС России от 20.06.2003 N 323 и от 18.06.2003 N 315, ГОСТ Р 12.2.143-2002, СНиП 2.01.02-85*.
За нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: необорудование здания общежития автоматической пожарной сигнализацией (пункт 4 НПБ 110-03), необработка деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом (пункт 36 ППБ 01-03), невыполнение замеров сопротивления изоляции силовой и осветительной сети (пункт 57 ППБ 01-03) судом установлен и подтверждается материалами дела.
...
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 марта 2009 г. N Ф03-805/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании