Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 марта 2009 г. N Ф03-568/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области на решение от 13.11.2008 по делу N А04-6906/2008 Арбитражного суда Амурской области, по иску Возжаевской квартирно-эксплуатационной части к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, 3-и лица: Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области, финансовый отдел администрации Ромненского района, отдел образования администрации Ромненского района, МОУ "Поздеевская средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Знаменская средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Дальневосточная средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Верхнебельская средняя общеобразовательная школа Ромненского района", о взыскании 154361 руб. 49 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2009 года.
Возжаевская квартирно-эксплуатационная часть обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании расходов, образовавшихся в результате предоставления гражданам-педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 154361 руб. 49 коп. за период с 01.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2007 по 31.12.2007.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области, финансовый отдел администрации Ромненского района, отдел образования администрации Ромненского района, МОУ "Поздеевская средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Знаменская средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Дальневосточная средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Верхнебельская средняя общеобразовательная школа Ромненского района".
Решением от 13.11.2008 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ на основании того, что расходные полномочия Российской Федерацией не исполнены, так как в федеральном бюджете субвенции в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по Закону РФ "Об образовании" не предусмотрены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется по кассационной жалобе Министерства финансов РФ, которое просит его отменить и в данном иске к нему отказать.
По мнению заявителя жалобы, компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 22.01.2007 между Возжаевской КЭЧ и администрацией Поздеевского сельсовета заключен договор N 1, по условиям которого истец обязался предоставлять педагогическим работникам дошкольного учреждения детского сада "Солнышко" льготы по оплате за коммунальные услуги в соответствии с Законом Амурской области N 427 от 31.01.2005 года, а администрация Поздеевского сельсовета - производить возмещение убытков предприятию по оплате 100% стоимости коммунальных услуг данным гражданам.
01.01.2007 Возжаевской КЭЧ заключены договоры с МОУ "Поздеевская средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Знаменская средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Дальневосточная средняя общеобразовательная школа Ромненского района", МОУ "Верхнебельская средняя общеобразовательная школа Ромненского района" (далее - школы), по условиям которых КЭЧ обязалась предоставлять льготы по оплате жилья и коммунальных услуг работникам данных учреждений в порядке, предусмотренным законом, на основе нормативных актов, исходя из утвержденных тарифов. При этом учреждения обязались ежемесячно до 25 числа следующего за расчетным месяца возмещать предприятию расходы, связанные с реализацией льгот, исходя из установленной стоимости услуг по договору, согласно счету и предоставленных списков.
В связи с невозмещением истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам в сумме 154361 руб. 49 коп. за период с 01.10.2005 по 31.12.2006 и с 01.01.2007 по 31.12.2007 заявлены настоящие исковые требования.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорный период, списками льготной категории граждан с указанием фамилии, адреса, актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.01.08, подписанным отделом образования Администрации Ромненского района без возражений.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" пенсионеры и работающие педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно ФЗ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Согласно отчетам по Ромненскому району об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки педагогическим работникам в 2005 и в 2007 годах, из средств областного бюджета перечислены субвенции на социальную поддержку педагогических работников Ромненского района в размере 1881,8 тыс. рублей в 2005 году и 6798,0 тыс. рублей в 2007 году. Однако выделенные средства не обеспечили фактическую потребность в них организаций Ромненского района, задолженность на 01.01.08 по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, составила 2240,3 тыс. руб., в том числе задолженность 2005 года - 576,3 тыс. руб.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Ромненского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 154361 руб. 49 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, поэтому решение отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1000 руб., уплаченная Министерством финансов РФ в лице УФК по Амурской области по платежному поручению N 1353 от 10.12.2008, подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 13.11.2008 по делу N А04-6906/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
...
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Амурскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет Ромненского района, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 154361 руб. 49 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 марта 2009 г. N Ф03-568/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании