Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 марта 2009 г. N Ф03-886/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 17.12.2008 по делу N А51-11619/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" Теплового района "Хорольский" к Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 68800,72 руб.
Резолютивная часть постановления от 17 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2009 года.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" Теплового района "Хорольский" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 68800,72 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг на основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
В качестве правового основания иска КГУП "Примтеплоэнерго" сослалось на статьи 309, 1069 и 1071 ГК РФ.
Решением от 17.12.2008 заявленные требования истца удовлетворены в полном объеме. С казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу КГУП "Примтеплоэнерго" взыскано 68800,72 руб. убытков. В иске к Департаменту финансов Приморского края, Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения от 17.12.2008 не проверялись.
Обратившись с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю просит решение от 17.12.2008 отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю ссылается на неправильное применение арбитражным судом нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления льгот сотрудникам милиции общественной безопасности, в состав которой входят и участковые уполномоченные.
Кроме того считает, что арбитражным судом необоснованно, без учета разъяснений, данных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" взыскана сумма убытков с Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю, тогда как ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично - правовое образование.
Департамент финансов Приморского края в отзыве на кассационную жалобу выразил согласие с принятым по делу решением суда, полагая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность принятого по делу решения суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит его подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КГУП "Примтеплоэнерго" в лице филиала "Спасский" Теплового района "Хорольский" в период октябрь - декабрь 2005 года на основании Закона РФ "О милиции" за счет собственных средств предоставило льготы по оплате коммунальных услуг участковым милиционерам, проживающим в сельской местности.
Невозмещение государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходов истца в сумме 68800,72 руб. составили его убытки, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
При рассмотрении настоящего спора арбитражный суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции" (в редакции, действовавшей в спорный период) участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением в соответствии с установленными нормами.
При этом, обязывая органы местного самоуправления обеспечить предоставление льгот, законодатель не указывает источник их финансирования.
В силу пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением участковым уполномоченным милиции, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Нормативных правовых актов субъекта Федерации - Приморского края по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств краевого бюджета также не принималось.
В этой связи арбитражным судом с учетом положений статьи 84 БК РФ правильно установлено, что предоставление спорных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативными правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и ее субъектов, должна осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, как установлено судом, в 2005 году денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета Приморскому краю не передавались.
Факт предоставления истцом льгот в заявленный в иске период подтвержден имеющимися в материалах дела списками участковых уполномоченных милиции, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг, списком по видам начислений за октябрь - декабрь 2005 года.
Взыскание расходов КГУП "Примтеплоэнерго" за счет средств федерального бюджета соответствует и Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которому ответственность субъекта Российской Федерации за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче из федерального бюджета средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств, а также иным действующим в данной сфере нормативным правовым актам, также предусматривающим ответственность органов местного самоуправления за невыполнение отдельных государственных полномочий в пределах переданных на осуществление этих полномочий средств.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации Закона РФ "О милиции", Арбитражный суд Приморского края правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов Российской Федерации и удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации согласно статьям 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования КГУП "Примтеплоэнерго", арбитражный суд ошибочно в резолютивной части решения изложил фразу: "В удовлетворении исковых требований отказать", в связи с чем оспариваемое решение подлежит изменению.
Доводы заявителя жалобы о неправомерном взыскании суммы убытков по настоящему делу с Министерства финансов Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат положениям части 1 статьи 125 ГК РФ, установившей, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.12.2008 по делу N А51-11619/2008 Арбитражного суда Приморского края изменить, исключить из резолютивной части решения слова: "В удовлетворении исковых требований отказать", в остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Приморскому краю не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации финансовыми средствами в полном объеме для реализации Закона РФ "О милиции", Арбитражный суд Приморского края правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Министерство финансов Российской Федерации и удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации согласно статьям 16, 1069, 1071 ГК РФ.
...
Доводы заявителя жалобы о неправомерном взыскании суммы убытков по настоящему делу с Министерства финансов Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат положениям части 1 статьи 125 ГК РФ, установившей, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. N Ф03-886/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании