Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 марта 2009 г. N Ф03-191/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Жарикова М.Ю., начальник отдела работы с дебиторской задолженностью по доверенности N ДЭК-20-15/180Д от 01.01.2009, от третьих лиц: от Министерства социальной защиты населения Амурской области - Лоскутников С.Я., консультант по доверенности без номера от 11.03.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства социальной защиты населения Амурской области на решение от 11.09.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 по делу N А04-3055/2008 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения администрации Зейского района, Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области, третьи лица: Министерство социальной защиты населения Амурской области, Финансовый отдел администрации Зейского района, о взыскании 3645 руб. 90 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2009. Полный текст постановления изготовлен 25.03.2009.
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 3645 руб. 90 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам-инвалидам льгот по оплате электроэнергии в период с 01.10.2007 по 31.10.2007.
К участию в деле привлечены: в качестве ответчиков - Управление социальной защиты населения администрации Зейского района, Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство социальной защиты населения Амурской области, Финансовый отдел администрации Зейского района.
Решением от 11.09.2008 иск удовлетворен путем взыскания 3645 руб. 90 коп, с Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области за счет средств казны Амурской области. В иске к остальным ответчикам отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается наличие у истца расходов в связи с предоставлением льгот в спорный период, а также отсутствие финансирования со стороны Амурской области для покрытия этих расходов. Поэтому иск удовлетворен за счет данного ответчика на основании статьи 84 БК РФ, статьи 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты населения Амурской области просит решение и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что истец в нарушение ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предоставляя льготу по оплате энергоснабжения, незаконно расширил круг льготополучателей за счет членов семей инвалидов.
ОАО "ДЭК" в отзыве на кассационную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда принятыми с правильным применением норм права и предлагает отставить их без изменения. Указывает, что расчет стоимости энергопотребления производился на основании поквартирных приборов учета, возможность разделения объемов энергии, потребленной инвалидами и членами их семей, отсутствует, и методика такого расчета правовыми актами не определена.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения Амурской области дал пояснения по жалобе, указав, что распределение бремени оплаты энергопотребления между инвалидами и членами их семей должно производиться по правилам исполнения солидарных обязанностей.
Представитель ОАО "ДЭК" поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Представители других участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда не явились.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ в связи с заменой судьи Цирулик О.В., участвовавшего в заседании суда 24.02.2009, рассмотрение дела после отложения в судебном заседании 24.03.2009 начато сначала.
Проверив законность решения и постановления, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Арбитражные суды установили, что 05.09.2007 между Управлением социальной защиты населения администрации Зейского района и ОАО "ДЭК" заключен договор на компенсацию в 2007 году выпадающих доходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате электроэнергии гражданам, включенным в федеральный регистр.
На основании данного договора истец в 2007 году предоставлял льготы по оплате электрической энергии, в том числе гражданам-инвалидам, проживающим в поселках Дугда, Огорон, Тунгала, Верхнезейск Зейского района Амурской области.
Размер невозмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот, составил 3645 руб. 90 коп.
Данные факты установлены судом на основе оцененных в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательств, в том числе списков льготников, счетов-извещений, счетов-квитанций на оплату электроэнергии.
В соответствии со статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе инвалидов) осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Однако арбитражные суды установили, что Амурская область вопрос о размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление гражданам-инвалидам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг законодательно не урегулировала и предоставление муниципальному образованию Зейский район бюджетных средств на покрытие расходов от предоставления льгот данной категории граждан не обеспечила.
Принимая во внимание это обстоятельство, учитывая разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъекта РФ и отнесение полномочий по представлению мер социальной поддержки инвалидам в части оплаты коммунальных услуг к полномочиям субъекта РФ, осуществляемым за счет средств его бюджета, суды правомерно удовлетворили иск за счет казны Амурской области.
Доводы заявителя жалобы о том, что расчет расходов произведен без разделения стоимости энергии, потребленной гражданами-инвалидами и членами их семей, не являющимися льготополучателями, кассационной инстанцией отклоняются.
Оценивая данные доводы, суды обеих инстанций обоснованно указали на их бездоказательность.
Предоставление льгот по оплате энергопотребления производилось ОАО "ДЭК" с учетом факта оформления лицевых счетов на оплату услуг на граждан-инвалидов. При этом доказательств, подтверждающих возложение на истца обязанности по выявлению фактов совместного проживания с гражданами-инвалидами лиц, не являющихся льготополучателями, с целью корректировки расчета стоимости потребленной энергии, в деле нет. Данные о членах семей граждан-инвалидов, необоснованно получивших льготы, в деле не представлены. Кроме того, истец обоснованно указывает на отсутствие законодательно установленной методики расчета стоимости энергопотребления по количеству лиц, проживающих в жилом помещении, оборудованном приборами учета.
Нормы материального и процессуального права применены арбитражными судами правильно, в связи с чем решение и постановление апелляционного суда не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.09.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008 по делу N А04-3055/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 76 Конституции РФ определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе инвалидов) осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 марта 2009 г. N Ф03-191/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании