Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 марта 2009 г. N Ф03-894/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа на решение от 10.12.2008 по делу N А24-4907/2008 Арбитражного суда Камчатского края, по иску открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, третье лицо: муниципальное учреждение "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского", о взыскании 470845 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления от 17 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 24 марта 2009 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском, в котором просит взыскать на основании пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) с Петропавловск-Камчатского городского округа как субсидиарного должника (учредителя муниципального учреждения) в лице его финансового органа - Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа далее - Департамент), за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа сумму долга муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского" в размере 470845 руб. 73 коп., установленную постановлением суда, в связи с отсутствием у последнего денежных средств.
Решением суда от 10.12.2008 требования истца удовлетворены за счет казны Петропавловск-Камчатского городского округа.
Законность принятого по делу решения проверяется в суде кассационной инстанции по жалобе Департамента экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, полагающего судебный акт отменить как вынесенный с нарушением норм материального права и несоответствующий фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов неправомерного привлечения муниципального образования в лице его финансового органа к субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального учреждения заявитель ссылается на нарушение судом пункта 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, поскольку Департамент не является главным распорядителем бюджетных средств муниципального учреждения "Дирекция службы заказчиков по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловск-Камчатский" по ведомственной принадлежности.
Кроме того заявитель полагает, что у истца не было оснований для заявления иска к субсидиарному должнику - муниципальному образованию, поскольку им не доказано отсутствие денежных средств у основного должника - муниципального учреждения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда не участвовали.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела и правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.04.2006 N Ф03-А24/06-1/524 частично отменено решение Арбитражного суда Камчатской области от 21.11.2005 по делу N А24-1313/04-16. С муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского" в пользу ОАО "Камчатскэнерго" взыскано 459652 руб. 68 коп. основного долга, 10193 руб. 05 коп. госпошлины по иску, 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
На основании вышеуказанного постановления 28.04.2006 взыскателю был выдан исполнительный лист.
Предъявленный взыскателем исполнительный лист для принудительного исполнения в службу судебных приставов был возвращен ОАО "Камчатскэнерго" 02.10.2006 без исполнения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку должник не располагает счетами в банках и иных кредитных организациях; денежные средства, на которые может быть обращено взыскание, а также имущество, которым должник вправе распоряжаться самостоятельно и на которое не может быть обращено взыскание, отсутствуют.
В соответствии с требованиями, предусмотренными главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, истец направил исполнительный лист в Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатской области, как органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов муниципальных и бюджетных учреждений, для исполнения.
29.08.2008 Отделение по г. Петропавловску-Камчатскому Управления федерального казначейства по Камчатскому краю направило ОАО "Камчатскэнерго" уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа и сообщило о возможности отзыва исполнительного листа и предъявления исковых требований по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств бюджета - Департаменту экономической и бюджетной политики администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в ведении которого находится должник.
В дальнейшем 19.09.2008 исполнительный лист возвращен ОАО "Камчатскэнерго" без исполнения на основании пункта 8 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ с указанием причины неисполнения исполнительного документа - непредставление должником платежного поручения для исполнения требований исполнительного документа в связи с отсутствием объемов финансирования по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Камчатскэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском на основании пункта 2 статьи 120, пункта 1 статьи 399 ГК РФ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 26.11.2008 учредителем муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского" является администрация Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.
Как установил суд при рассмотрении спора, сумма долга, взысканная постановлением кассационной инстанции от 11.04.2006 N Ф03-А24/06-1/524 с муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловск-Камчатского" как с основного должника, до настоящего времени не погашена. Денежные средства у муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского", достаточные для исполнения постановления суда, отсутствуют. Какие-либо документы, подтверждающие реальное исполнение постановления суда и погашение долга, в дело не представлены. Следовательно, истцом предъявлен иск к субсидиарному должнику с соблюдением правил статьи 399 ГК РФ.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник, от имени которого, согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств, определяемый по правилам пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ. При удовлетворении требований о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения в резолютивной части решения необходимо указывать, что соответствующий долг взыскивается с муниципального образования, а не с органов, выступающих от его имени.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что субсидиарную ответственность по долгам муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского" должен нести собственник имущества - Петропавловск-Камчатский городской округ за счет своей казны.
Доводы заявителя жалобы о привлечении к субсидиарной ответственности публично-правового образования в лице Департамента не соответствуют содержанию решения арбитражного суда, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются.
Судом правильно установлены обстоятельства дела и применены нормы материального права, подлежащие применению, оснований к удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.12.2008 Арбитражного суда Камчатского края по делу N А24-4907/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установил суд при рассмотрении спора, сумма долга, взысканная постановлением кассационной инстанции от 11.04.2006 N Ф03-А24/06-1/524 с муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловск-Камчатского" как с основного должника, до настоящего времени не погашена. Денежные средства у муниципального учреждения "Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству г. Петропавловска-Камчатского", достаточные для исполнения постановления суда, отсутствуют. Какие-либо документы, подтверждающие реальное исполнение постановления суда и погашение долга, в дело не представлены. Следовательно, истцом предъявлен иск к субсидиарному должнику с соблюдением правил статьи 399 ГК РФ.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" в качестве ответчика, несущего субсидиарную ответственность, выступает собственник, от имени которого, согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств, определяемый по правилам пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ. При удовлетворении требований о привлечении собственника к субсидиарной ответственности по долгам учреждения в резолютивной части решения необходимо указывать, что соответствующий долг взыскивается с муниципального образования, а не с органов, выступающих от его имени."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 марта 2009 г. N Ф03-894/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании