Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 апреля 2009 г. N Ф03-1097/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Л.С. Эгамбердиева, представитель по доверенности от 30.05.2008 N 107, от ответчика: А.В. Юн, представитель по доверенности от 06.10.2008 N 607, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 01.12.2008 по делу N А73-8924/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Восточный порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 468377 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2009 года.
Открытое акционерное общество "Восточный порт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пеней за просрочку доставки грузов в сумме 468377 руб. согласно статье 97 УЖТ РФ.
Решением суда от 01.12.2008 исковые требования с учетом правил статьи 333 ГК РФ удовлетворены в сумме 300000 руб.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить указанный судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, судом не принято во внимание, что актом общей формы N 631350 подтверждается факт задержки вагонов на станции назначения по вине грузополучателя. Ссылается на то, что данный акт оценен Арбитражным судом Приморского края по делу N А51-7532/2008. Указывает, что ссылка суда на количество вагонов, поданных в адрес порта, превышающее количество вагонов, установленных договором N 392 на эксплуатацию подъездного пути необщего пользования, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку названным договором количество вагонов, подаваемых в сутки, не предусмотрено; технический паспорт подъездных путей содержит информацию о перерабатывающей способности подъездных путей и договором не является.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Представитель ОАО "Восточный порт" выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 21.07.2007 со станции Линево ЗСЖД в адрес ОАО "Восточный порт" направлен груз - антрацит марки АСШ, в том числе в вагонах N 62205935, N 64728330, N 60568144, N 64311400, N 61472809, N 65634743, N 61480935, N 61175220, N 60691706, N 67411256, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N ЭЕ 021775, ЭЕ 030947, ЭЕ 030838, ЭЕ 031031, ЭЕ 031159, ЭЕ 021691, ЭЕ 022720, ЭЕ 021878, в которых указано об истечении срока доставки - 08.08.2007.
ОАО "Восточный порт", ссылаясь на то, что указанные вагоны поданы под выгрузку на пути порта 20.08.2007, то есть с просрочкой его доставки на 12 суток, обратилось к ОАО "РЖД" с соответствующей претензией от 30.08.2007 N СОЖД-1015/И/07 об уплате пеней за просрочку доставки груза.
Отклонение ОАО "РЖД" претензии послужило основанием для обращения ОАО "Восточный порт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Как установил суд, спорные вагоны прибыли на станцию назначения 07.08.2007, о прибытии груза грузополучатель уведомлен 07.08.2007, под выгрузку вагоны поданы 20.08.2007, что подтверждено памятками приемосдатчика N 847716, N 847757.
Факт подачи вагонов за пределами срока доставки (12 суток) сторонами не оспаривается.
Вместе с тем ОАО "РЖД", обосновывая просрочку подачи груза в указанных вагонах, сослалась на нахождение их на станции назначения -станции Находка-Восточная в ожидании подачи под выгрузку на пути необщего пользования ответчика по причине отказа грузополучателя в его приеме, представив акт общей формы от 07.08.2007 N 631350, в котором имеется отметка об отказе представителя порта от его подписания.
Разрешая спор, суд с учетом положений статей 29, 39 УЖТ РФ, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, приняв во внимание договор об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, примыкающего к станции Находка-Восточная, технический паспорт подъездного пути ОАО "Восточный порт" (ППК-3 - угольный комплекс), согласно которому максимальная перерабатывающая способность по грузовым фронтам составляет 562 вагона в сутки, посуточную динамику выгрузки вагонов, сделал вывод о наличии оснований для взыскания пеней за просрочку доставки груза согласно статье 97 УЖТ РФ, статье 333 ГК РФ в сумме 300000 руб.
Между тем данный вывод сделан без учета следующего.
Как указано выше, груз в спорных вагонах прибыл на станцию назначения - станцию Находка-Восточная ДВЖД 07.08.2007, то есть в срок, установленный договорами - транспортными железнодорожными накладными.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются также доставленными в срок, в том числе и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, о чем составляется акт общей формы.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. В силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе пеней за просрочку доставки грузов.
Представленный в обоснование задержки подачи вагонов под выгрузку по вине грузополучателя акт общей формы N 631350 судом не принят в качестве доказательства как составленный с нарушением пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в том числе в связи с неуказанием даты его составления.
Вместе с тем вывод суда об отсутствии в акте даты его составления противоречит материалам дела. С учетом изложенного решение от 01.12.2008 подлежит отмене на основании статьи 288 (части 1, 3) АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, установить юридически значимые для дела обстоятельства, дать оценку доводам лиц, участвующих в деле, в том числе относительно наличия решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7532/2008, и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством, а также распределить между сторонами государственную пошлину по кассационной жалобе в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 01.12.2008 по делу N А73-8924/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются также доставленными в срок, в том числе и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, о чем составляется акт общей формы.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. В силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе пеней за просрочку доставки грузов.
Представленный в обоснование задержки подачи вагонов под выгрузку по вине грузополучателя акт общей формы N 631350 судом не принят в качестве доказательства как составленный с нарушением пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, в том числе в связи с неуказанием даты его составления."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 апреля 2009 г. N Ф03-1097/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании