Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 апреля 2009 г. N Ф03-1044/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы N 4 с. Новогордеевка Анучинского района Приморского края на решение от 20.08.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу N А51-7793/2008 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Муниципального общеобразовательного учреждения средней образовательной школы N 4 с.Новогордеевка Анучинского района Приморского края к заместителю главного государственного инспектора Анучинского района по пожарному надзору о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2008 N 188 о назначении административного наказания.
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2009 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа N 4 с. Новогордеевка Анучинского района Приморского края (далее - МОУ СОШ N 4, заявитель, общеобразовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Анучинского района по пожарному надзору (далее - административный орган, орган пожарного надзора) от 10.07.2008 N 188 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности, которым общеобразовательное учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 20,08.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт совершенного общеобразовательным учреждением вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Не согласившись с принятыми судебными актами, МОУ СОШ N 4 обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, как принятые с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя жалобы, ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности должна нести администрация района как собственник имущества и распорядитель материально-финансовых средств, но не администрация общеобразовательного учреждения при отсутствии у нее достаточных необходимых средств на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. МОУ СОШ N 4 заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит правовых оснований к отмене решения суда и постановления апелляционной инстанции.
Как установлено арбитражным судом и следует из материалов дела, 03.07.2008 прокуратурой Анучинского района совместно с органом пожарного надзора проведена проверка деятельности МОУ СОШ N 4 по соблюдению требований пожарной безопасности, в ходе которой установлены следующие нарушения: эвакуационные пути и выходы (лестничная площадка) загромождены посторонними предметами (пункт 53 ППБ 01-03); светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) (пункт 60 ППБ 01-03); электропровода проходят по горючему основанию (пункт 2.1.37 ПУЭ изд. 7); деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (пункт 1.8 СНиП 2.01.02-85); отсутствуют световые оповещатели "Выход" (таб. 1, 2 НПБ 104-03); устройства для самозакрывания противопожарных дверей находятся в неисправном состоянии (пункт 34 ППБ 01-03); отсутствует автоматическая система оповещения людей о пожаре (табл. 1, 2 НПБ 104-03); эвакуационные пути (полы, стены) обработаны горючим материалом (пункт 53 ППБ 01-03); знаки пожарной безопасности не соответствуют размещению ГОСТ Р 12.2.143-2002.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 03.07.2008.
07.07.2008 заместителем прокурора Анучинского района Приморского края вынесено постановление о возбуждении в отношении заявителя производства об административном правонарушении. На основании рассмотренных материалов дела 10.07.2008 административный орган вынес постановление N 188 о признании МОУ СОШ N 4 виновным в нарушении норм и правил пожарной безопасности и назначении наказания по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общеобразовательное учреждение оспорило его в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03).
Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03).
Пункт 3 ППБ 01-03 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
За нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Факт совершения административного правонарушения - нарушение правил и норм пожарной безопасности установлен судами и подтверждается материалами дела, по существу не оспаривается общеобразовательным учреждением.
Вместе с тем заявитель жалобы полагает, что ответственность за выявленные нарушения должна нести администрация района как собственник имущества и распорядитель материально-финансовых средств. Данный довод является ошибочным в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что общеобразовательное учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство о государственной регистрации от 29.06.2001 N 4167), в связи с чем обоснованным является вывод судов о правомерном привлечении к административной ответственности по указанной выше норме права именно МОУ СОШ N 4.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных и оцененных судебными инстанциями обстоятельств дела, поэтому в силу предоставленных суду кассационной инстанции статьей 286 АПК РФ полномочий не учитываются им при проверке законности принятых судебных актов.
В связи с изложенным оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 20.08.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2008 по делу N А51-7793/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (пункт 10 ППБ 01-03).
Пункт 3 ППБ 01-03 устанавливает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К таким документам, в частности, относятся нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
За нарушение юридическими лицами требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
...
Согласно части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 апреля 2009 г. N Ф03-1044/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании