Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 апреля 2009 г. N Ф03-1146/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Ищенко Н.С. - специалист отдела правового обеспечения управления по доверенности от 11.01.2009 б/н, от ООО "ПП "Краснореченское": Инчагов А.Д. - специалист по доверенности от 11.03.2009 б/н, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу на решение от 31.12.2008 по делу N А73-11394/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Краснореченское" о взыскании 680704 рублей 48 копеек.
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2009 г.
Межрегиональное территориальное управление технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Дальневосточному федеральному округу (далее - МТУ Роетехнадзора по ДФО) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Производственное предприятие "Краснореченское" (далее - ООО "ПП "Краснореченское") с заявлением о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 года, 1 квартал 2008 года в размере 680704 руб. 48 коп.
До принятия решения заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ, применив 5-кратные повышающие коэффициенты против первоначально заявленных 25-кратных, уменьшил требования и просил взыскать 65350 руб. 07 коп.
Решением от 31.12.2008 в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием у ООО "ПП "Краснореченское" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, МТУ Роетехнадзора по ДФО просит решение от 31.12.2008 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель сослался на отсутствие у ООО "ПП "Краснореченское" разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, выбросы в атмосферный воздух, в связи с чем плата за негативное воздействие на окружающую среду должна взиматься с общества с применением пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
В отзыве и в судебном заседании суда кассационной инстанции ООО "ПП "Краснореченское" в лице своего представителя, возражая относительно доводов кассационной жалобы, просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный, а жалобу - без удовлетворения.
Представитель МТУ Ростехнадзора по ДФО в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал позицию, изложенную в жалобе.
Проверив законность решения от 31.12.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ПП "Краснореченское" в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством сбросов в водные объекты, выбросов в атмосферный воздух, размещения отходов, в связи с чем является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды.
Согласно акту сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 01.04.2007 по 20.04.2008, составленному между ООО "ПП "Краснореченское" и МТУ Ростехнадзора по ДФО, задолженность плательщика составила 680 704 руб. 48 коп.
МТУ Ростехнадзора по ДФО направило в адрес ООО "ПП "Краснореченское" требование от 25.07.2008 N 13-46/4684 об оплате образовавшейся задолженности в срок до 20.04.2008.
Поскольку ООО "ПП "Краснореченское" не уплатило в добровольном порядке сумму задолженности, МТУ Ростехнадзора по ДФО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд пришел к выводу о том, что общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 года и 1 квартал 2008 года составляет 17113 руб. 75 коп., в том числе за сбросы в водные объекты 9279 руб. 53 коп., за размещение отходов 6142 руб. 66 коп., за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками 25 руб. 12 коп., за выбросы в атмосферный воздух стационарным объектом 1666 руб. 44 коп., в то время как общая сумма платежей за указанные периоды произведена ООО "ПП "Краснореченское" на сумму 28903 руб. 52 коп.
При этом в части платы за сбросы в водные объекты за 2, 3 кварталы 2007 года суд исходил из того, что в данный период отсутствовали надлежащим образом утвержденные Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (начало действия - 13.06.2008) и Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (начало действия - 02.04.2008), в связи с чем суд пришел к выводу о невозможности получения ответчиком разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Вместе с тем, освобождая ООО "ГТП "Краснореченское" от ответственности за невыполнение требований природоохранного законодательства, арбитражный суд не сослался на какой-либо нормативный правовой акт, приостанавливающий в спорный период действие пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), предписывающего природопользователям осуществление платежей за загрязнение только в пределах допустимых нормативов.
При этом в соответствии с п. 6. Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Пункт 5 предусматривает, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Кроме того, суд первой инстанции, отказывая в применении пятикратного повышающего коэффициента к плате за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного объекта (котельной) за 4 квартал 2007 года и 1 квартал 2008 года, исходил из того, что общество обратилось за выдачей соответствующего разрешения в первом месяце 4 квартала 2007 года, что исключает его виновное поведение.
Однако суд в нарушение статьи 170 АПК РФ не указал нормы права, определяющие период получения разрешения и регулирующие порядок освобождения от применения вышеуказанных санкций добросовестных хозяйствующих субъектов.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене как принятое по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для настоящего спора.
При новом рассмотрении спора суду необходимо установить фактически существовавший с декабря 2007 года до 13.06.2008 порядок разработки и утверждения нормативов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и рассмотреть спор по существу заявленного требования с определением всех необходимых данных и подлежащей взысканию с ответчика платы за загрязнение природной среды в соответствии с требованиями действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 31.12.2008 по делу N А73-11394/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд пришел к выводу о том, что общая сумма платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3, 4 кварталы 2007 года и 1 квартал 2008 года составляет 17113 руб. 75 коп., в том числе за сбросы в водные объекты 9279 руб. 53 коп., за размещение отходов 6142 руб. 66 коп., за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками 25 руб. 12 коп., за выбросы в атмосферный воздух стационарным объектом 1666 руб. 44 коп., в то время как общая сумма платежей за указанные периоды произведена ООО "ПП "Краснореченское" на сумму 28903 руб. 52 коп.
При этом в части платы за сбросы в водные объекты за 2, 3 кварталы 2007 года суд исходил из того, что в данный период отсутствовали надлежащим образом утвержденные Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (начало действия - 13.06.2008) и Методические указания по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты (начало действия - 02.04.2008), в связи с чем суд пришел к выводу о невозможности получения ответчиком разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Вместе с тем, освобождая ООО "ГТП "Краснореченское" от ответственности за невыполнение требований природоохранного законодательства, арбитражный суд не сослался на какой-либо нормативный правовой акт, приостанавливающий в спорный период действие пунктов 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок), предписывающего природопользователям осуществление платежей за загрязнение только в пределах допустимых нормативов.
При этом в соответствии с п. 6. Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Пункт 5 предусматривает, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
...
При новом рассмотрении спора суду необходимо установить фактически существовавший с декабря 2007 года до 13.06.2008 порядок разработки и утверждения нормативов сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и рассмотреть спор по существу заявленного требования с определением всех необходимых данных и подлежащей взысканию с ответчика платы за загрязнение природной среды в соответствии с требованиями действующего Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 апреля 2009 г. N Ф03-1146/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании