Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 апреля 2009 г. N Ф03-1438/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 08.12.2008 по делу N А73-8944/2008 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Восточный порт" к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 161157 руб. 60 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2009 г.
Открытое акционерное общество "Восточный порт" (далее - ОАО "Восточный порт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") о взыскании 161157 руб. 60 коп. пени за просрочку доставки груза по отправке по железнодорожным накладным NN ЭД 493229, ЭД493371, ЭД 493534, ЭД 493826 вагонами NN 61696852, 67768275, 67288159, 64138779.
Решением суда от 08.12.2008 исковые требования удовлетворены частично в сумме 120000 руб. с учетом статьи 333 ГК РФ. В остальной части иска отказано.
Законность принятого по делу судебного акта проверяется судом по кассационной жалобе ОАО "РЖД", в которой заявитель просит его отменить как незаконное и необоснованное.
В обоснование жалобы заявителем указано, что вагоны простаивали на станции назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, так как он уведомил его о прибытии вагонов в соответствии со статьей 34 УЖТ РФ и условиями договора N 392. Считает, что судом первой инстанции не дана оценка акту общей формы от 21.07.2007 N 631073 в нарушение пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Приводит доводы о том, что акту общей формы давалась правовая оценка Арбитражным судом Приморского края по делу А51-6405/2008 43-177 и он признан достаточным доказательством вины грузополучателя в простое вагонов на станционных путях. Не соответствует также фактическим обстоятельствам дела вывод суда относительно завышенного количества подаваемых в сутки вагонов, установленных договором N 392 на эксплуатацию подъездного пути необщего пользования, так как названным договором количество вагонов, подаваемых в сутки, не предусмотрено, а технический паспорт подъездных путей содержит информацию о перерабатывающей способности подъездных путей и договором не является.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Представители лиц участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
До судебного заседания поступило ходатайство от ОАО "РЖД", в котором заявитель просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым его отменить на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что вагоны NN 61696852, 67768275, 67288159, 64138779 с грузом - угольный комплекс по накладным NN ЭД 493229, ЭД 493371, ЭД 493534, ЭД 493826 поданы под выгрузку на станции назначения "Находка-Восточня" ДВЖД 02.08.2007. Согласно указанным накладным срок доставки груза истекает 23.07.2007. Просрочка доставки груза составила 10 суток в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Истец на основании статей 793, 799 ГК РФ, статей 33, 97 УЖТ РФ начислил пени за просрочку доставки груза в сумме 161157 руб. 60 коп. и предъявил претензию ответчику от 06.08.2007 N СОЖД-943/И/07. ОАО "РЖД" письмом от 04.09.2007 N НФП-71658/2007оставил претензию без удовлетворения, ссылаясь на Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, статью 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Несогласие ОАО "РЖД" перечислить указанную сумму явилось основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, суд установил, спорные вагоны прибыли на станцию назначения 21.07.2007, о прибытии груза грузополучатель уведомлен в этот же день. Под выгрузку вагоны поданы 23.07.2007, что подтверждено памяткой ириемосдатчика N 846299.
Вместе с тем ответчик, обосновывая просрочку подачи груза в указанных вагонах, сослался на нахождение их на станции назначения -"Находка-Восточная" ДВЖД в ожидании подачи под выгрузку на пути необщего пользования ответчика по причине отказа грузополучателя в его приеме, представил акт общей формы от 21.07.2009 N 631073, в котором имеется отметка об отказе представителя порта от его подписания.
Разрешая спор, суд с учетом положений статей 29, 39 УЖТ РФ, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, приняв во внимание договор об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, примыкающего к станции Находка-Восточная, технический паспорт подъездного пути ОАО "Восточный порт" (ППК-3 - угольный комплекс), согласно которому максимальная перерабатывающая способность по грузовым фронтам составляет 562 вагона в сутки, посуточную динамику выгрузки вагонов, сделал вывод о наличии оснований для взыскания пеней за просрочку доставки груза согласно статье 97 УЖТ РФ, статье 333 ГК РФ в сумме 120000 руб.
Между тем данный вывод сделан без учета следующего.
Как указано выше, груз в спорных вагонах прибыл на станцию назначения "Находка-Восточная" ДВЖД 21.07.2007, то есть в срок, установленный договорами - транспортными железнодорожными накладными.
Исходя из норм статьи 33 УЖТ РФ, грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия до истечения нормативного срока доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов для выгрузки произошла вследствие зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. В силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе пеней за просрочку доставки грузов.
Представленный ответчиком в обоснование задержки подачи вагонов под выгрузку по вине грузополучателя акт общей формы 21.07.2007 N 631073 не принят судом в качестве доказательства по делу, так как представленный акт не подтверждает наличие законных оснований для освобождения перевозчика от ответственности за нарушения срока доставки груза.
Данный вывод суда об отсутствии оснований для освобождения перевозчика от ответственности противоречит материалам дела.
С учетом изложенного решение от 08.12.2008 подлежит отмене на основании статьи пункта 3 части 1 стать 287 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки, установить юридически значимые для дела обстоятельства, дать оценку доводам лиц, участвующих в деле, в том числе относительно наличия решения Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6405/2008 43-177, и разрешить спор в соответствии с действующим законодательством, а также распределить между сторонами государственную пошлину по кассационной жалобе в соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 08.12.2008 по делу N А73-8944/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, суд с учетом положений статей 29, 39 УЖТ РФ, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, приняв во внимание договор об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, примыкающего к станции Находка-Восточная, технический паспорт подъездного пути ОАО "Восточный порт" (ППК-3 - угольный комплекс), согласно которому максимальная перерабатывающая способность по грузовым фронтам составляет 562 вагона в сутки, посуточную динамику выгрузки вагонов, сделал вывод о наличии оснований для взыскания пеней за просрочку доставки груза согласно статье 97 УЖТ РФ, статье 333 ГК РФ в сумме 120000 руб.
...
Исходя из норм статьи 33 УЖТ РФ, грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия до истечения нормативного срока доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов для выгрузки произошла вследствие зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. В силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе пеней за просрочку доставки грузов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 апреля 2009 г. N Ф03-1438/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании