Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 апреля 2009 г. N Ф03-1039/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: МИФНС России N 4 по Амурской области - Марков В.Ю. - начальник юридического отдела, дов. N 04-10/19191 от 25.12.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Амурской области на решение от 26.01.2009 по делу М А04-6917/2008 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Зейская промышленно-продовольственная компания" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Амурской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 20 апреля 2009 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Зейская промышленно-продовольственная компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) от 20.08.2008 N 146, которым общество привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением суда от 30.09.2008 заявление удовлетворено, постановление налогового органа признано незаконным и отменено по мотиву отсутствия вины общества в совершении административного правонарушения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.12.2008 решение суда от 30.09.2008 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 26.01.2009 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих событие правонарушения, поскольку в нарушение Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" контрольная закупка произведена должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель налогового органа, доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
ООО "Зейская промышленно-продовольственная компания" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимало.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителя налогового органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Из материалов дела следует, что инспекцией по налогам и сборам 01.08.2008 при проведении проверки деятельности общества по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт установлен факт реализации товара - 1 пачки чая "Беседа" в магазине "Сябры", принадлежащем обществу и расположенном в селе Сосновый бор Зейского района Амурской области, без применения контрольно-кассовой техники и выдачи бланка строгой отчетности.
По результатам проверки инспекцией по налогам и сборам составлен акт от 01.08.2008 N 011482 и протокол об административном правонарушении от 07.08.2008 N 146. Постановлением от 20.08.2008 N 146 общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
По результатам нового рассмотрения, арбитражный суд установил, что доказательства по факту правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ получены должностным лицом налогового органа при осуществлении им контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовой техники в результате проведения проверочной закупки.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику.
В силу статьи 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, должностным лицом налогового органа лично осуществлена проверочная закупка 1 пачки чая в магазине "Сябры".
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких условиях выводы суда о том, что проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, являются правильными.
Указанные выводы суда основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании представленных доказательств, материалам дела соответствуют и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права арбитражный суд применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 26.01.2009 по делу N А04-6917/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
...
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, должностным лицом налогового органа лично осуществлена проверочная закупка 1 пачки чая в магазине "Сябры".
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2009 г. N Ф03-1039/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании