Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 апреля 2009 г. N Ф03-1284/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии: от ответчика: Величко Л.А., представитель, доверенность от 18.05.2006 N 768, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Океан" на решение от 19.09.2008, постановление от 27.01.2009 Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А51-1833/2008 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Океан" к администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края, третьи лица: краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго", администрация Горнореченского городского поселения, администрация Высокогорного городского поселения, администрация Кавалеровского городского поселения, администрация Рудненского городского поселения, администрация Хрустальненского городского поселения, администрация Зеркальненского сельского поселения, администрация Устиновского сельского поселения о взыскании 17793099 руб. 90 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2009 г.
Муниципальное унитарное предприятие "Океан" (далее - МУП "Океан", предприятие) в лице конкурсного управляющего Захарова А.Ю. обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края (далее - администрация) о взыскании на основании статьи 1105 ГК РФ 17793099 руб. 90 коп., составляющих остаточную стоимость имущества водоснабжения и водоотведения, изъятого из хозяйственного ведения предприятия на основании постановления главы администрации от 18.12.2006 N 1068 и переданного в муниципальную казну по актам от 01.04.2006, от 01.05.2006, от 28.12.2006 (с учетом изменения предмета иска в соответствии со статьей 49 АПК РФ и замены ответчика на основании статьи 47 АПК РФ).
Иск обоснован тем, что названное имущество, находившееся в хозяйственном ведении предприятия на основании постановлений главы администрации и договора от 01.07.2005 о передаче имущества в хозяйственное ведение, изъято у предприятия в 2006 году с нарушением статей 235, 295, 299 ГК РФ и до принятия Закона Приморского края от 24.12.2007 N 178-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между администрацией Кавалеровского муниципального района и поселениями, образованными в границах Кавалеровского муниципального района". Поскольку в силу данного Закона городские и сельские поселения стали добросовестными приобретателями спорного имущества и истребование у них этого имущества невозможно, то администрация на основании статьи 1105 ГК РФ обязана возместить предприятию стоимость имущества, изъятого до принятия вышеназванного Закона Приморского края.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Горнореченского городского поселения, администрация Высокогорного городского поселения, администрация Кавалеровского городского поселения, администрация Рудненского городского поселения, администрация Хрустальненского городского поселения, администрация Зеркальненского сельского поселения, администрация Устиновского сельского поселения, КГУП "Примтеплоэнерго".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.09.2008, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2009, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что у МУП "Океан" отсутствовали правовые основания для владения спорным имуществом на праве хозяйственного ведения либо на ином вещном праве, следовательно, отсутствует право на возмещение ему стоимости этого имущества, поскольку это противоречит статьям 14, 83 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Закону Приморского края от 24.11.2005 N 299-КЗ, действовавшему в переходный период, и установленным названными законами принципам разграничения прав на муниципальное имущество между муниципальными районами и вновь образованными поселениями в границах муниципальных районов.
В кассационной жалобе МУП "Океан", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в том числе Федерального закона N 131-ФЗ, и на несоответствие выводов арбитражных судов имеющимся в деле доказательствам, просит принятые по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя кассационной жалобы, спорное имущество перешло в собственность городских и сельских поселений в границах Кавалеровского муниципального района лишь 25.12.2007. На день заключения договора о передаче имущества в хозяйственное ведение предприятию администрация Кавалеровского муниципального района правомерно распорядилась этим имуществом и предприятие на законных основаниях владело им. Поэтому незаконное изъятие имущества из хозяйственного ведения МУП "Океан", учитывая невозможность истребования имущества у городских и сельских поселений, которым имущество передано в соответствии с действующим законодательством, должно повлечь выплату предприятию стоимости изъятого имущества.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представитель МУП "Океан", а также представители третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не явились.
Представитель администрации возражал против удовлетворения кассационной жалобы и, считая решение от 19.09.2008 и постановление от 27.01.2009 соответствующими нормам материального и процессуального права, просил оставить их без изменения.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Как следует из материалов дела, исковые требования МУП "Океан" с учетом изменения им предмета иска (том 2, л.д. 130-131) основаны на положениях статьи 1105 ГК РФ о неосновательном обогащении.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Статьей 1105 ГК РФ установлено, что в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Между тем факт неосновательного получения или сбережения ответчиком спорного имущества арбитражными судами не установлен, в связи с чем суды признали требования истца, основанные на статье 1105 ГК РФ, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как установлено арбитражным судом первой инстанции и апелляционным судом, МУП "Океан" учреждено в соответствии с постановлением главы муниципального образования Кавалеровский район от 22.12.1997 и его учредителем является муниципальное образование Кавалеровский район.
Согласно постановлению главы Кавалеровского муниципального района от 10.06.2005 основным видом деятельности МУП "Океан" является обеспечение населения, организаций и предприятий водоснабжением, пропуск и очистка бытовых стоков и сточных вод, содержание и эксплуатация водопроводных и канализационных сетей.
Постановлением главы Кавалеровского муниципального района от 10.06.2005 N 303 предприятию переданы функции водоснабжения, водоотведения, обслуживания магистральных сетей водоснабжения, водоотведения и внутридомовых сетей канализации на срок до 01.01.2006.
01.07.2005 между отделом по управлению имуществом администрации Кавалеровского муниципального района и МУП "Океан" заключен договор о закреплении за предприятием имущества, необходимого для осуществления функций водоснабжения и водоотведения, на праве хозяйственного ведения. Имущество передано предприятию в соответствии с имеющимися в деле перечнями.
Постановлением от 18.12.2006 N 1068 администрация Кавалеровского муниципального района на основании Федерального закона N 131-ФЗ и с учетом того, что вопросы водоснабжения и водоотведения не относятся к вопросам местного значения муниципального района распорядилась изъять из хозяйственного ведения предприятия имущество водоснабжения и водоотведения и направить в Законодательное собрание Приморского края соответствующие перечни муниципального имущества для принятия Закона Приморского края "О передаче в собственность городских и сельских поселений Кавалеровского муниципального района имущества водоснабжения и водоотведения".
Спорное имущество изъято у предприятия согласно перечням, представленным в дело и исследованным судами.
Помимо изложенного, арбитражные суды установили, что Законом Приморского края от 06.12.2004 N 180-КЗ муниципальное образование Кавалеровский район в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ наделено статусом муниципального района и в его границах образовано семь поселений.
Статьями 14, 15 Федерального закона N 131-ФЗ определены вопросы местного значения поселений и вопросы местного значения муниципального района. При этом организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения поселения (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона).
Согласно пункту 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ производится разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, которое должно соответствовать установленному Федеральным законом N 131-ФЗ разграничению вопросов местного значения и статье 50 этого же закона. Передача имущества в результате такого разграничения осуществляется безвозмездно.
Разграничение имущества между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого образованы поселения, осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Таким правовым актом о разграничении имущества между Кавалеровским муниципальным районом и вновь образованными в его границах поселениями является Закон Приморского края от 24.12.2007 N 178-КЗ.
До названного Закона Приморского края действовал (до 01.01.2007) Закон Приморского края от 24.11.2005 N 299-КЗ "О порядке решения вопросов местного значения в переходный период", который был принят в соответствии с частью 1.2 статьи 83 Федерального закона N 131-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 4 Закона Приморского края N 299-КЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов в переходный период (до 01.01.2009) могут решать некоторые вопросы, которые относятся к вопросам местного значения поселения, в том числе осуществлять в границах поселений водоснабжение населения и водоотведение. При этом органы местного самоуправления муниципального района от имени поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселения, но без права его отчуждения в собственность иных субъектов гражданского права (часть 4 статьи 6 Закона Приморского края N 299-КЗ).
С учетом указанных положений Закона Приморского края N 299-КЗ, действовавшего до 01.01.2007, арбитражные суды признали, что, передавая в хозяйственное ведение МУП "Океан" спорное имущество, которое в силу закона должно находиться в собственности поселений и предназначается для водоснабжения населения и для водоотведения, администрация Кавалеровского муниципального района нарушила статью 299 ГК РФ и права поселений, поскольку право хозяйственного ведения МУП "Океан" на спорное имущество ограничивает права поселений как собственников этого имущества, которые не издавали нормативных правовых актов по распоряжению своим имуществом таким образом.
При изложенных обстоятельствах арбитражные суда правомерно признали, что передача спорного имущества в хозяйственное ведение предприятия произведена с нарушением закона и не повлекла за собой возникновение какого-либо вещного права у предприятия на это имущество. Изъятие у предприятия имущества водоснабжения и водоотведения, подлежащего передаче в собственность поселений, не противоречит действующему законодательству и у предприятия отсутствуют правовые основания требовать от администрации выплаты остаточной стоимости этого имущества по правилам статьи 1105 ГК РФ.
Выводы арбитражных судов, положенные в основу судебных актов об отказе в иске, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, которые оценены судами в соответствии со статьей 71 АПК РФ, и нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения либо являются безусловным основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении судами норм права и о несоответствии выводов судов имеющимся в деле доказательствам опровергаются материалами дела, поэтому судом кассационной инстанции отклоняются.
Учитывая изложенное, решение от 19.09.2008 и постановление от 27.01.2009 не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой предоставлялась отсрочка, относится на МУП "Океан".
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.09.2008, постановление от 27.01.2009 Пятого арбитражного апелляционного суда по делу N А51-1833/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Океан" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 статьи 4 Закона Приморского края N 299-КЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов в переходный период (до 01.01.2009) могут решать некоторые вопросы, которые относятся к вопросам местного значения поселения, в том числе осуществлять в границах поселений водоснабжение населения и водоотведение. При этом органы местного самоуправления муниципального района от имени поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления поселения, но без права его отчуждения в собственность иных субъектов гражданского права (часть 4 статьи 6 Закона Приморского края N 299-КЗ).
С учетом указанных положений Закона Приморского края N 299-КЗ, действовавшего до 01.01.2007, арбитражные суды признали, что, передавая в хозяйственное ведение МУП "Океан" спорное имущество, которое в силу закона должно находиться в собственности поселений и предназначается для водоснабжения населения и для водоотведения, администрация Кавалеровского муниципального района нарушила статью 299 ГК РФ и права поселений, поскольку право хозяйственного ведения МУП "Океан" на спорное имущество ограничивает права поселений как собственников этого имущества, которые не издавали нормативных правовых актов по распоряжению своим имуществом таким образом.
При изложенных обстоятельствах арбитражные суда правомерно признали, что передача спорного имущества в хозяйственное ведение предприятия произведена с нарушением закона и не повлекла за собой возникновение какого-либо вещного права у предприятия на это имущество. Изъятие у предприятия имущества водоснабжения и водоотведения, подлежащего передаче в собственность поселений, не противоречит действующему законодательству и у предприятия отсутствуют правовые основания требовать от администрации выплаты остаточной стоимости этого имущества по правилам статьи 1105 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 апреля 2009 г. N Ф03-1284/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании