Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 апреля 2009 г. N Ф03-1624/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИП Козлика А.С.: Дружинина В.П., представитель по доверенности от 28.08.2008 N 28-01/407383, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козлика Александра Сергеевича на решение от 02.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 по делу N А04-8161/2008 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Козлика Александра Сергеевича к Юго-Восточному межрайонному отделу Управления государственного контроля Министерства природных ресурсов Амурской области, 3-е лицо: Прокурор г. Белогорска, о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2009 г.
Индивидуальный предприниматель Козлик Александр Сергеевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Юго-Восточного межрайонного отдела Управления государственного контроля Министерства природных ресурсов Амурской области (далее - управление природных ресурсов, административный орган) от 06.11.2008 N 08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 19.11.2008 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен прокурор г. Белогорска.
Решением суда от 02.12.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт совершения предпринимателем вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами дела.
Законность и обоснованность судебных актов проверяются по кассационной жалобе предпринимателя, который просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам и принять новое решение. Кроме этого указывает на нарушение административным органом при проведении проверки положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В судебном заседании представитель предпринимателя доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Управление природных ресурсов в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов изложенных в ней, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Прокурор г. Белогорска, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя предпринимателя, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела и установлено судами, административным органом на основании приказа Министерства природных ресурсов от 02.09.2008 N 10-61/100 в период с 23.09.2008 по 23.10.2008 проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды на объектах, принадлежащих индивидуальному предпринимателю Козлик А.С: магазинах "Окнастрой", "Софт", "Компаньон".
В ходе мероприятий выявлено, что в результате осуществления предпринимателем торговой и строительно-ремонтной деятельности образуются отходы производства и потребления. При этом лимит на размещение отходов производства и потребления не получен, проект нормативов образования отходов не разработан; порядок обращения с опасными отходами не соблюдается: договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп и приборов не заключен; журнал учета наличия и движения ртутьсодержащих ламп не ведется; паспорт на опасные отходы не составлен; не оформляется передача ртутьсодержащих отходов на утилизацию соответствующими документами; отсутствуют отчеты о движении ртутьсодержащих отходов; расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2008 год на день проверки не имеются; за 2005-2008 годы платежи за негативное воздействие на окружающую среду предпринимателем не производились, что является нарушениями статьи 11, пунктов 2, 3 статьи 14, статьи 15, пункта 3 статьи 18, пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон "Об отходах производства и потребления"); пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды"); пунктов 2, 3 Порядка обращения с ртутью металлической, ее соединениями, приборами с ртутным наполнением и отходами, содержащими ртуть, на территории области, утвержденного постановлением главы администрации Амурской области от 11.03.2003 N 168.
По результатам мероприятий административным органом составлен соответствующий акт от 07.10.2008 N 25 и направлен прокурору г. Белогорска, которым 28.10.2008 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ. Указанное постановление направлено для рассмотрения по существу в адрес Юго-Восточного межрайонного отдела Управления государственного контроля Министерства природных ресурсов Амурской области.
06.10.2008 старшим государственным инспектором Амурской области по геологическому контролю, по охране природы, по контролю и надзору за использованием и охраной объектов на подведомственной территории вынесено постановление N 08, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 2500 руб.
Отказывая предпринимателю в признании незаконным и отмене указанного постановления, суд руководствовался положениями статей 1, 11, 14, 15, 18, 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", регулирующие порядок обращения с отходами, а также положениями статей 1, 22, 24, 34, 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Из положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления" следует, что индивидуальные предприниматели при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461.
На индивидуальных предпринимателях лежит обязанность подтверждения отнесения данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы 1-4 класса должен быть составлен паспорт, форма и инструкция по заполнению которого утверждены Приказом Министерства природных ресурсов от 02.12.2002 N 785, а лица, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Кроме того, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны в установленном порядке вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов и представлять отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, установив фактические обстоятельства дела: осуществление предпринимателем деятельности, в ходе которой образуются отходы; отсутствие лимита на размещение отходов производства и потребления; проект нормативов образования отходов не разработан; порядок обращения с опасными отходами не соблюдается: паспорт на опасные отходы не составлен, журнал учета наличия и движения ртутьсодержащих ламп не ведется, договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп и приборов не заключен, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что проверка проведена административным органом с нарушением положений Федерального закона от 08.08.2001 N134-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не принимается во внимание судом кассационной инстанции, поскольку рассматривался апелляционным судом и правомерно отклонен.
Остальные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подтверждают неправильного применения судами правовых норм.
Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.12.2008, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2009 по делу N А04-8161/2008 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, установив фактические обстоятельства дела: осуществление предпринимателем деятельности, в ходе которой образуются отходы; отсутствие лимита на размещение отходов производства и потребления; проект нормативов образования отходов не разработан; порядок обращения с опасными отходами не соблюдается: паспорт на опасные отходы не составлен, журнал учета наличия и движения ртутьсодержащих ламп не ведется, договор на утилизацию ртутьсодержащих ламп и приборов не заключен, пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что проверка проведена административным органом с нарушением положений Федерального закона от 08.08.2001 N134-Ф3 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" не принимается во внимание судом кассационной инстанции, поскольку рассматривался апелляционным судом и правомерно отклонен."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 апреля 2009 г. N Ф03-1624/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании