Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 апреля 2009 г. N Ф03-1703/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя открытого акционерного общества ЖКХ "С": Семенова Л.А. - представитель по доверенности от 11.01.2009 N 01-2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области на решение от 11.02.2009 по делу N А59-3945/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению открытого акционерного общества ЖКХ "С" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 14.01.2008 N 565.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2009 года.
Открытое акционерное общество ЖКХ "С" (далее - ОАО ЖКХ "С", общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением, с учетом уточненных требований от 19.01.2008, о признании недействительным решения и постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Сахалинской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 2 по Сахалинской области, налоговый орган) от 14.01.2008 N 565 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 11.02.2009 заявленные требования удовлетворены. Решение и постановление налогового органа от 14.01.2008 N565 признаны недействительными. Судебный акт мотивирован тем, что решение и постановление налогового органа, принятые с нарушением процедуры взыскания налоговых платежей за счет имущества налогоплательщика и основанные на требованиях, не соответствующих законодательству, нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и не соответствуют требованиям статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции дело повторно не рассматривалось.
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 2 по Сахалинской области, считающей, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, в связи с чем просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Налоговый орган полагает, что поскольку в налоговом законодательстве отсутствуют прямо установленные требования к содержанию решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, оспариваемые ненормативные правовые акты не могут быть признаны недействительными как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
По мнению Межрайонной ИФНС России N 2 по Сахалинской области, последняя не обладает полномочиями на взыскание налогов за счет денежных средств на счетах в банках с бюджетных счетов налогоплательщика.
Общество в отзыве против доводов кассационной жалобы возражает, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
По мнению ОАО ЖКХ "С", отсутствие у налогового органа информации о счетах налогоплательщика не является основанием для принятия налоговым органом решения о взыскании налоговых платежей за счет имущества последнего.
В судебном заседании представитель общества поддержал свои доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что Межрайонная ИФНС России N 2 по Сахалинской области направила в адрес общества ряд требований об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, в том, числе N 1331 по состоянию на 26.11.2007 на общую сумму 6933,36 руб. со сроком исполнения до 17.12.2007, N 17020 по состоянию на 10.12.2007 на общую сумму 4323404,39 руб. со сроком исполнения до 31.12.2007.
В связи с неисполнением обществом данных требований в указанные в них сроки налоговый орган принял решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика в банках от 19.12.2007 N 1804 и от 11.01.2008 N 10. Инкассовые поручения в банки по требованиям не направлялись.
14.01.2008 Межрайонной ИФНС России N 2 по Сахалинской области вынесено решение и постановление N 565 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика - организации (налогового агента - организации) в общей сумме 4330337,75 руб.
Не согласившись с решением и постановлением налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банке в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налогов за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика с соблюдением положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что инкассовые поручения налоговым органом в банки не направлялись, в связи с чем обоснован вывод суда первой инстанции о том, что у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения об обращении взыскания за счет иного имущества налогоплательщика со ссылкой на отсутствие на счетах налогоплательщика денежных средств, достаточных для исполнения обязанности по уплате налогов, пеней и штрафа.
При этом судом правомерно отклонен, как не основанный на материалах дела, довод инспекции о том, что счет 40206810900000006001 в ОАО Мабэс "Сахалин-Вест" является бюджетным, что исключает возможность его использования для списания с него налогов. Согласно договору банковского счета N 6001, имеющегося в материалах дела, счет в ОАО Мабэс "Сахалин-Вест" 40206810900000006001 является расчетным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Требованием об уплате налога в силу пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела требования об уплате налога, пришел к обоснованному выводу о несоответствии выставленных налоговым органом требований положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку последние не содержат оснований начисления недоимки и пени, ставки пени, даты, с которой начисляются пени. Выводы суда в данной части согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В связи с тем, что основанием для принятия оспариваемого решения от 14.01.2008 N 565 послужило неисполнение требований налогового органа, признанных судом не соответствующими налоговому законодательству, данное решение налогового органа, принятое на их основе, правомерно признано судом недействительным.
Кроме того, судом сделан правильный вывод о нарушении налоговым органом процедуры принятия решения, поскольку налоговым органом приняты не все меры для взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках.
Учитывая что, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, а доводы налогового органа направлены на иную, чем у суда первой инстанции, оценку доказательств по делу, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 11.02.2009 по делу N А59-3945/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела требования об уплате налога, пришел к обоснованному выводу о несоответствии выставленных налоговым органом требований положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку последние не содержат оснований начисления недоимки и пени, ставки пени, даты, с которой начисляются пени. Выводы суда в данной части согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 апреля 2009 г. N Ф03-1703/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании