Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 мая 2009 г. N Ф03-1644/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от администрации г. Южно-Сахалинска - Ку Т.М. - главный специалист главного управления правового обеспечения по доверенности от 29.12.2008 N 07/1-1987, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокурора Сахалинской области на решение от 30.01.2009 по делу N А59-4362/2008 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению прокурора Сахалинской области об оспаривании постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 18.07.2008 N 1672 и распоряжения Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска от 24.07.2008 N 664-р.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2009 г.
Прокурор Сахалинской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными постановления от 18.07.2008 N 1672 "О создании муниципального унитарного предприятия "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска" и распоряжения Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска (далее - ДАГУН) от 24.07.2008 N 664-р "О создании муниципального унитарного предприятия "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска".
Заявление мотивировано тем, что при создании муниципального унитарного предприятия "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска" (далее - МУП "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска", предприятие), ему в нарушение подпунктов 9, 11 пункта 1 статьи 2, подпунктов 6, 15, 17, 19, 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) переданы исключительные полномочия органа местного самоуправления, а именно: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечение жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства. Между тем указанные вопросы орган местного самоуправления в лице городского округа "Город Южно-Сахалинск" должен решать самостоятельно. Следовательно, данные функции переданы ненадлежащему лицу.
К участию в деле судом привлечены: МУП "Инновационный фонд города Южно-Сахалинска", администрация муниципального образования городского округа "Город Южно-Сахалинск" (далее - администрация).
До принятия решения судом прокурор в порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от заявленных требований в части признания недействительным распоряжения ДАГУН от 24.07.2008 N 664-р.
Решением от 30.01.2009 принят отказ прокурора от заявления в части признания недействительным распоряжения ДАГУН от 24.07.2008 N 664-р, производство по делу в этой части прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ. В удовлетворении заявления о признании постановления мэра г. Южно-Сахалинска от 18.07.2008 N 1672 "О создании МУП "Инновационный фонд города Южно-Сахалинска" недействительным отказано в связи с отсутствием условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, прокурор просит принятый судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в указанной части.
В обоснование жалобы заявителем указано на то, что в нарушение норм Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в пунктах устава МУП "Инновационный фонд г.Южно-Сахалинска" закреплены виды деятельности предприятия, которые относятся к вопросам местного значения городского округа. Кроме этого, ссылается на то, что в оспариваемом постановлении отсутствует указание на цели и предмет деятельности данного предприятия.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании суда кассационной инстанции в лице своего представителя администрация выразила несогласие с приведенными в ней доводами, просила оставить обжалуемое решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого судебного акта и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 18.07.2008 N 1672 создано МУП "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска", учредителем которого выступил ДАГУН.
Распоряжением ДАГУН от 24.07.2008 N 664-р утвержден устав МУП "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска", в соответствии с пунктом 2.1. которого предприятие создано с целью решения социальных задач в городском округе "Город Южно-Сахалинск".
Прокурор, считая данные ненормативные правовые акты недействительными, как принятые в нарушение требований действующего законодательства и нарушающие права и законные интересы муниципального образования, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя или (лица в интересах которого подано заявление) в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку прокурор отказался от заявленных требований в отношении распоряжения ДАГУН от 24.07.2008 N 664-р, то суд проверял на соответствие закону постановление мэра г. Южно-Сахалинска от 18.07.2008 N 1672.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд исходил из отсутствия правовых оснований для признания названного постановления недействительным.
Судом установлено, что в силу пункта 3 статьи 17 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, подпункта 3 пункта 1 статьи 9 устава "Городской округ "Город Южно-Сахалинск", принятого решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 N 180/13-06-3, решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29.03.2006 N 222/14-0603 к полномочиям мэра г. Южно-Сахалинска как высшему должностному лицу городского округа отнесены полномочия по принятию решений о создании муниципальных унитарных предприятий.
Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным лицом в пределах его компетенции.
Поскольку суду не были представлены доказательства того, что оспариваемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы городского округа "Город Южно-Сахалинск" и в обоснование заявления прокурором не указано, каким образом и в чем это выразилось, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя фактически сводятся к кругу вопросов, выходящих за рамки предмета настоящего спора. Ссылка в жалобе на то, что в названом постановлении отсутствует указание на цели и предмет деятельности предприятия, является несостоятельной, поскольку они определяются уставом предприятия, положения которого не оспариваются.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.01.2009 по делу N А59-4362/2008 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявление мотивировано тем, что при создании муниципального унитарного предприятия "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска" (далее - МУП "Инновационный фонд г. Южно-Сахалинска", предприятие), ему в нарушение подпунктов 9, 11 пункта 1 статьи 2, подпунктов 6, 15, 17, 19, 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) и части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) переданы исключительные полномочия органа местного самоуправления, а именно: обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; обеспечение жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого предпринимательства. Между тем указанные вопросы орган местного самоуправления в лице городского округа "Город Южно-Сахалинск" должен решать самостоятельно. Следовательно, данные функции переданы ненадлежащему лицу.
...
В обоснование жалобы заявителем указано на то, что в нарушение норм Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ в пунктах устава МУП "Инновационный фонд г.Южно-Сахалинска" закреплены виды деятельности предприятия, которые относятся к вопросам местного значения городского округа. Кроме этого, ссылается на то, что в оспариваемом постановлении отсутствует указание на цели и предмет деятельности данного предприятия.
...
Судом установлено, что в силу пункта 3 статьи 17 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, подпункта 3 пункта 1 статьи 9 устава "Городской округ "Город Южно-Сахалинск", принятого решением городского Собрания города Южно-Сахалинска от 22.02.2006 N 180/13-06-3, решения городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 29.03.2006 N 222/14-0603 к полномочиям мэра г. Южно-Сахалинска как высшему должностному лицу городского округа отнесены полномочия по принятию решений о создании муниципальных унитарных предприятий."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 мая 2009 г. N Ф03-1644/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании